Заикание у детей

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков и слогов, или слов, или частыми остановками и нерешительностью в речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Иногда заикание и логоневроз рассматривают как синонимы, но на самом деле логоневроз является следствием заикания.

Проблема заикания может развиться в любом возрасте, но чаще всего первые признаки появляются в возрастной период от 2-х до 4-х лет. Соответственно чем раньше родители обратят на это внимание, тем более быстрого и устойчивого результата от лечения можно добиться.

Без названия (4).jpeg

Первые признаки заикания у ребенка

  • малыш быстро говорит и “захлебывается” речью;

  • останавливается и делает паузы во время фразы;

  • повторяет буквы, слоги, слова;

  • растягивает гласные буквы.

Все эти признаки могут появиться уже буквально с первых слов ребенка, но поставить окончательный диагноз может только специалист: логопед или психотерапевт. В любом случае не нужно впадать в панику, ведь своевременно поставленный диагноз уже половина успеха в лечении.

К основным симптомам можно отнести и дополнительные признаки, такие как нервозность, замкнутость, агрессию, слезливость, отказ от общения. Иногда развивается бессонница, расстройство аппетита, проблемы в желудочно - кишечном тракте. В запущенных случаях может развиться ночное недержание мочи, социофобия, нервные тики и иные расстройства нервной системы.

Некоторые ученые выделяют и психологические особенности детей, страдающих заиканием, такие как:

  • чрезмерная впечатлительность;

  • робость и смущение в присутствие других людей;

  • богатая фантазия;

  • слабость волевой сферы;

  • боязнь говорить в присутствии определенных людей;

  • прибегание к различным психологическим уловкам для ухода от разговора.

В целом от такого речевого нарушения  страдают 4 % детей и 2 % взрослых. Мальчики страдают заиканием в 4 раза чаще, чем девочки.

chils_speaks_1572010374.jpg

Причины заикания 

Причины заикания могут быть обусловлены физиологическими и психологическими факторами. К физиологическим можно отнести:

  1. Генетическую предрасположенность. Если кто-то из членов семьи страдает данным недугом, то велика вероятность, что и у ребенка может наблюдаться данная патология.

  2. Индивидуальные особенности личности. Сюда можно отнести повышенную нервозность и возбудимость.

  3. Проблемы внутриутробного развития. Такие как кислородное голодание и перенесенные инфекции.

  4. Проблемный родовой период. К этим причинам относят родовые травмы и ранние роды.

Психологическими причинами объясняется приобретенное заикание, к этим причинам относят:

  1. Перенесенные заболевания. Например: менингит. 

  2. Черепно- мозговая травма, причем как и небольшой ушиб, так и тяжелое сотрясение.

  3. Психологические проблемы. Такие как-дефицит внимания, общения, или более серьезные, например-сильный испуг, авария, утрата родителей.

  4. Возрастными физиологическими процессами. Иногда заикание связано с недостаточным созреванием полушарий мозга до 5 - летнего возраста. Такое нарушение  может пройти само.

Иногда у ребенка развивается и “ложное заикание”. Это происходит тогда, когда малыш копирует одного  из родителей, когда мать или отец страдает заиканием. Ребенок просто перенимает манеру речи. Бывает также, что заикание развивается, когда прирожденного левшу пытаются приучить пользоваться правой рукой, этого делать категорически нельзя.

210236_or.jpg

Формы патологии

  1. Тоническая. Она характеризуется растягиванием гласных и длинными паузами в словах.

  2. Клоническая. Ребенок не может выговорить отдельные буквы, слоги или слова.

  3. Комбинированная. Сочетает в себе тоническую и клоническую формы, поэтому является наиболее сложной для лечения.

Лечение заикания

Чем раньше начать лечение заикания, тем меньше шансов, что оно перерастет в логоневроз, лечить, который гораздо сложнее. Так как при логоневрозе к нарушению речи добавляется еще и психологический страх совершить ошибку во время разговора. 

Следует помнить, что не существует единого и точного подхода к лечению данной патологии, поэтому лучше применять комплексный подход. В первую очередь нужно посетить участкового педиатра, который направит к психотерапевту, неврологу и логопеду для постановки диагноза и лечения:

  • невролог скорректирует работу нервной системы;

  • психотерапевт выяснит истинную причину заикания, научит ребенка справляться с нагрузками и стрессом, проработает с ребенком все страхи и фобии;

  • логопед “поставит” речь, скорректирует нарушения в работе артикуляционного аппарата. Все занятия проводятся в необременительной игровой форме. Обычно логопед вместе с пациентом рассказывает стихи, занимается чтением, поет песенки.

Существуют и дополнительные коррекционные методики, к которым относят:

  1. Массаж: он улучшает кровообращение, устраняет спазмы, способствует расслаблению.

  2. Гипноз: его целесообразно применять у детей и подростков от 10 до 18 лет.

  3. Дыхательная гимнастика: она способствует правильному формированию  дыхания.


  4. full_size_1557321222-f19c3bb35e047b510073793bded72d06.jpg

Тактика поведения родителей

Ввиду того, что у таких деток несколько ослаблена нервная система, от родителей требуется особенный и осторожный подход к такому ребенку.

Первое и главное правило - это не паниковать, т.к. мамино состояние тревоги передается ребенку. У детей 2-3 лет такое речевое нарушение может пройти само. Нужно наладить в семье спокойную и комфортную обстановку. Нельзя ругаться и выяснять отношения при малыше, громко кричать, разговаривать. Нужно ввести для ребенка правильный общий и речевой режим. Нельзя в категоричной форме выяснять у ребенка почему он заикается, лучше очень аккуратно и с помощью игры, выяснить, что его расстраивает и тревожит.

Рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • нельзя запугивать ребенка, оставлять одного в неосвещенной комнате, если он боится темноты;

  • не стоит перегружать малыша большим количеством впечатлений. Например, не стоит в один день посещать и кино и парк развлечений и кафе;

  • не нужно разрешать смотреть целый день телевизор, сидеть за планшетом;

  • не стоит также перегружать ребенка чтением, заучиванием стихов, штудированием азбуки. Лучше в этот период сделать жизнь малыша более свободной, например - чаще гулять;

  • требования, предъявляемые к ребенку должны соответствовать его возрасту и не быть завышенными;

  • говорить с малышом надо плавно, четко, не отрывая одно слово от другого, но не по слогам и не нараспев;

  • хороший эффект оказывают занятия музыкой, танцами, пением, т.к. такие занятия способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма;

  • таких ребятишек не следует спрашивать первыми на занятиях, лучше всего спросить после ребенка, который хорошо и четко разговаривает;

  • нельзя вовлекать таких детей в игры, которые возбуждают и в которых от них требуются индивидуальные речевые выступления. Таким малышам полезны занятия, требующие хоровых ответов. 

Таким образом, только совместная работа всех специалистов, родителей и ребенка даст положительный и главное длительный результат.

logoped.jpg