Зачем логопед дает домашнее задание?

Очень часто родители задаются вопросом: «Зачем логопед задает задания на дом? Почему он не успевает с ребенком все выполнить в группе? Мы же не в школе учимся, зачем нам это?». Чтобы дать родителям понимание, для чего это делается, и развеять все их сомнения и недовольства, мы решили написать статью на данную тему.

Многие дошкольники сталкиваются с тем, что не выговаривают некоторые буквы или имеют другие речевые патологии. Нарушение развития речи отрицательно влияет на психическое развитие ребенка и сказывается на его дальнейшем обучении в школе. Детский сад - это место, где можно максимально эффективно и своевременно устранить все речевые дефекты, помочь малышу правильно говорить.

Pcs_cnCQaNo.jpg

Для постановки звуков и исправления нарушения речи  в дошкольных учреждениях с детьми занимается специалист-логопед. Он учит ребенка не просто правильно произносить звуки, но и строить грамотные предложения, пересказывать текст, рассуждать и выражать свои мысли. Для того, чтобы работа, проводимая с детьми, приносила свои плоды, помимо логопедов и воспитателей в коррекционную работу должны быть максимально вовлечены и сами родители.

Ошибочно считать, что если ваш ребенок ходит в логопедическую группу и с ним занимаются по исправлению речи, значит можно расслабиться и все проблемы с речью будут решены логопедом автоматически. Не стоит также думать, что логопед ленится самостоятельно работать с вашим ребенком или он предъявляет к вам и вашему чаду завышенные требования. Поверьте, только при совместной и систематической работе специалистов и родителей ребенок научиться пользоваться поставленным звуком во всей своей устной речи. Получить стойкую положительную динамику у малыша, закрепить поставленный звук, справиться даже со стойкими дефектами произношения можно только при многократном ежедневном повторении не только в саду, но и дома.

Еще один положительный эффект, который оказывают ежедневные домашние задания, выполняемые ребенком под руководством родителей, это привыкание к определенному режиму, который очень схож со школьным. Малыш уже с детского сада приучается выполнять домашние задания, поэтому домашняя работа в первом классе не станет для ребенка чем–то неожиданным и противоестественным.

Важно: рекомендуется, что бы в домашней обстановке задания проводил один и тот же родитель. Так логопеду проще донести требования к правильности выполнения заданий и выявить проблемы, возникающие в процессе их выполнения.

1358028819_kid2.jpg

Задания, которые логопед дает для самостоятельного выполнения дома

Все задания, предлагаемые для домашнего выполнения, основываются на материале, пройденном на фронтальных или индивидуальных занятиях в течение недели. Для выполнения домашней работы логопед просит родителей завести специальную рабочую тетрадь, где будут записаны все задания, по которым педагог сможет отслеживать их выполнение. Все задания ребенок выполняет самостоятельно, но под обязательным присмотром и контролем родителя. 

Как правило, домашняя работа включает в себя:

  • Артикуляционные упражнения. Они направлены на постановку отсутствующего звука. Когда педагог-логопед поставит вашему ребенку определенный звук, необходимо регулярное систематическое выполнение заданий на закрепление данного звука в речи ребенка. Причем, не смотря на то, что ребенок после садика проводит в домашней обстановке только вечера, даже эти недолгие часы надо использовать с пользой. Упражнения для доведения звука до автоматизма и использование его в словах и самостоятельной речи проводятся 3-5 раз за день. 
  • Гимнастика для мышц речевого аппарата.
  • Другой вид заданий – это упражнения на фонематическое восприятие. В ходе таких заданий малыш учится выделять звуки из потока речи.
  • Обязательные задания на развитие мелкой моторики рук и подготовки рук к письму, поскольку зоны кисти и речевые зоны тесно взаимосвязаны. Это могут быть графические диктанты, вырезание и вклеивание картинок, дорисовывание элементов.
  • Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза. Дети учатся выявлять гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, определять по схемам количество слов во фразе.
  • Упражнения на развитие памяти и внимания, а также задания на развитие грамматики и лексической стороны речи. 

cache_9_9935946d012a26aa9155e8fcbb1668b5.jpg

Существует еще такая проблема, когда родителям кажется, что упражнения, задаваемые логопедом для самостоятельного выполнения дома, совершенно не относятся к постановке звука и формированию правильной речи ребенка. Например, такое задание, как рассказ-описание по плану и схеме или обведение по контуру букв и картинок. Дорогие родители, поверьте, что ни одно задание, задаваемое для домашнего выполнения, не предлагается просто так. Каждое из них несет определенную задачу, и их выполнение имеет смысл. Доверьтесь логопеду и добросовестно выполняйте с ребенком все, что педагог от вас требует. Только так вы совместно со специалистом сможете добиться хороших результатов к моменту поступления ребенка в школу.

Правила работы при выполнении домашнего задания

  • Не стоит заставлять детей выполнять все задания, сидя за партой. Помните, что перед вами не школьник, а ребенок более младшего возраста. Создайте комфортную для малыша эмоциональную обстановку. Возможно, что он будет выполнять задания, сидя за кухонным столом, пока вы готовите ужин. Так он и с вами пообщается, и упражнения с удовольствием выполнит.
  • Родители часто совершают следующую ошибку. Не придавая значимости и не относясь серьезно к домашним заданиям, чтобы долго не мучиться и не тратить вечернее время, все задания выполняют самостоятельно без участия ребенка. Дорогие мамы, педагог-логопед знает, что вы можете выполнить упражнения на отлично, но вспомните основную цель домашних заданий – закрепить у ребенка знания и умения, полученные им на занятиях в саду. Пускай дошкольник выполняет упражнения медленнее и не так красиво, как вы, но это принесет ему большую пользу, чем безупречное выполнение заданий самими родителями.
  • Старайтесь выполнение любого задания превращать в игру. Вызывайте у малыша интерес к упражнениям, так он будет меньше уставать.kak-organizovat-zanyatiya-s-rebenkom-doma-01.jpg
  • Продолжительность выполнения домашнего задания не должно превышать 10-20 минут. Не переутомляйте ребенка. То, что взрослым проще простого, малышу может даваться с большим трудом. Не торопите дошкольника с желанием «поскорее с этим покончить». Делайте перерывы между заданиями и упражнениями для того, чтобы просто поболтать с малышом за чашкой чая, прогуляйтесь с ним на свежем воздухе. А затем продолжите домашнее занятие.
  • Обязательно хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи и достижения.
  • Не пренебрегайте правилом: все артикуляционные упражнения проводить только сидя перед зеркалом. Малыш должен учиться самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнения.
  • Всегда следите за своей собственной речью. Для ребенка вы являетесь главным образцом для подражания.
  • В выходные дни также необходимо находить время для выполнения логопедических занятий.

foto-service.jpg

При выполнении домашнего логопедического задания важно:

  • В начале каждого домашнего занятия подготавливать пальчики и тренировать мышцы речевого аппарата, выполняя артикуляционные упражнения перед зеркалом.
  • При выполнении ребенком устного задания родители должны записывать в тетрадь ответы ребенка, не корректируя их, а так, как это сделал малыш.
  • Не стесняйтесь подходить к логопеду с волнующим вас вопросом. Например, если ваш малыш затрудняется выполнять домашние задания, обязательно проконсультируйтесь с педагогом.

Заключение

Научить детей правильно произносить звуки, строить предложения и исправить любые дефекты речи – это совместная задача родителей и педагогов. Понятно, что за невыполнение домашних заданий никто в журнал ребенку двойку не поставит. Родители нужно понимать, для чего педагог задает на дом работу и что это даст их ребенку. Дошкольники, регулярно выполняющие домашние задания быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции. На родителях лежит большая ответственность по закреплению полученных на занятиях с логопедом знаний и умений в повседневном общении ребенка.