Взрослые, как виновники нарушения речи у ребенка

Развитие речи ребенка зависит от ряда факторов и условий. Формирующее влияние на данный процесс оказывает социальное окружение и сами родители, а также эмоционально благоприятная среда, позволяющая ребенку активно коммуницировать.

Речь малыша не является врожденной способностью, но формируется уже с первых дней жизни ребенка под влиянием речи матери и окружающих его взрослых. Недооценить роль мамы вряд ли возможно. Говоря о детях младшего дошкольного возраста, огромное влияние на формирование их речи оказывает мать, поскольку все общение ребенка в этом возрасте сводится к ней.

Нормальное речевое окружение способствует формированию правильной устной речи малыша.

Zvuki-1-e1552900405151.jpg

Всем известно, что ребенок, растущий в среде немых людей, даже при сохранности слуха, остается немым, поскольку он не имеет никакого другого образца для подражания и лишен возможности воспринимать образец речи. Это доказывает, что дети подражают взрослым. Поэтому, если ребенок большую часть проводит с родительницей, ей важно следить за тем, что и как она произносит. В данный момент именно она является образцом для подражания. Если малыш большую часть времени проводит с бабушкой, то на ней также лежит огромная ответственность за формирование правильной речи ребенка. Именно окружающие ребенка взрослые должны следить за правильностью своей речи, она должна быть грамотной, чистой, выразительной, разборчивой.

С какими проблемами устной речи детей вы можете встретиться?

  • Нечеткое или неправильное произношение звуков. Никаких проблем со слухом при этом у малыша нет.
  • Ребенок гнусавит (произношение в «нос»).
  • Ребенок произносит слова слишком медленно (тянет) или, напротив, слишком быстро.
  • Дошкольник не может сформулировать предложение, чтобы высказать свою мысль, долго думает и подбирает слова.
  • В устной речи строит несогласованные предложения.

Очень важно к моменту поступления ребенка в школу решить все проблемы, связанные с речью. В ином случае, незначительные на первый взгляд проблемы могут отразиться на успеваемости ребенка в учебе, на обучении русскому языку, письму и чтению. Кроме того, нарушение звукопроизношения и речи формирует неправильный образ ребенка в глазах сверстников, делает его младше своих лет. В результате у него может возникнуть комплексы, трудности в коммуникации с одноклассниками.

Pcs_cnCQaNo.jpg

Очень часто детский лепет и неправильное произношение слов забавляет и умиляет родителей и бабушек, они игнорируют отклонения в речи и не задумываются, что у ребенка формируются и закрепляются неправильные речевые навыки. Ни в коем случае не нужно одобрять речевые ошибки и искажения речи ребенка. При этом нужно понимать, при каких ситуациях нужно волноваться и идти к логопеду, а что можно скорректировать самостоятельно.

Какие ошибки допускают родители при формировании речи дошкольника

  • Как уже говорилось выше, очень важно, как разговаривают окружающие ребенка взрослые. Если близкий человек заикается, если его речь неразборчивая, слишком быстрая или медленная, если у взрослого, постоянно общающегося с ребенком, есть проблемы в правильном произношении звуков, то у крохи, скорее всего, тоже будет наблюдаться схожий дефект речи. Кроме того, у малыша могут возникнуть проблемы в усвоении слого-звуковой структуры слова. Каким образом малыш может разобрать услышанное, а затем воспроизвести речь, если родители не проговаривают слова или теряют окончания?
  • Ошибочно считать, что ребенок еще мал и не слышит вашу речь или пропускает ее мимо ушей. В 3-4 года речь ребенка развивается стремительными темпами, он впитывает все, что слышит вокруг себя. Только ваше внимательное отношение к собственной речи, исключение из нее слов-паразитов, формирует нормальный словарный запас у ребенка.
  • В связи с загруженностью и усталостью, наличия гаджетов и телевизоров общение во многих семьях сводится только к обсуждению бытовых проблем. Ребенок, растущий в такой обстановке, имеет скудный словарный запас и не понимает значения многих слов. В результате таким детям сложно сформулировать даже простую мысль. В такой ситуации родителям нужно «учиться» разговаривать с ребенком и друг с другом. Обсуждайте просмотр мультфильма, спрашивайте малыша, как провел день, о чем он думает, рассказывайте ему о своей работе, обсуждайте прочитанную детскую книжку.
  • Не сюсюкайтесь с ребенком, не коверкайте слова при общении с маленьким ребенком. Ребенок верит, что такое произношение слов и есть верный вариант речи. По мнению логопедов и психологов, ребенок не станет испытывать проблем с речью, если вы изредка будете повторять его неправильное «лыба» вместо «рыба». Но когда все вокруг (мама, папа, бабушка) делают из этого искажения речи культ, то проблем не избежать. Вследствие общения на таком «детском языке» у дошкольника «из ничего» возникают проблемы с устной речью.
  • Часто родители ошибочно полагают, если они понимают речь малыша, то и проблем не существует. Если к трем годам речь ребенка понимают только родители и близкие, а окружающие его на детской площадке ребята и чужие взрослые нет – это повод для беспокойства. Чужие взрослые – это своеобразная лакмусовая бумажка. Если ребенок в этом возрасте не может с ними объяснится, возможно, вам стоит обратиться к логопеду.

Поверьте, дети, даже маленькие, вполне способны осознать, как правильно произносить слова, и им совершенно не нравиться, когда родители специально их искажают. Правильнее всего, если вы станете ребенку хорошим примером для подражания.

Formirovanie-pravilnoj-rechi-u-rebyonka-sovety-roditelyam.jpg

  • Часть родителей завышают, а другие занижают требования к речи ребенка. Одинаково плохо, когда родители «без лишних разговоров» все позволяют и потакают малышу. И не менее пагубно, когда с ребенка постоянно требуют: «Скажи!» и «Повтори!».
  • Не старайтесь ускорить процесс естественного развития речи малыша, избегайте переутомлений от сложных речевых занятий и упражнений.
  • Ошибочно считать, что просмотр телепередач и мультфильмов, даже развивающих, формируют детскую речь точно так же, как и живое общение с родителями. Дети учатся говорить, когда с ними беседуют вживую и тет-а-тет. При этом мама может сознательно говорить медленнее, разделять слова и четко произносить окончания.
  • Из-за неверного понимания родители не желают признавать проблем с устной речью ребенка. Родители полагают, что пройдет время и все само собой исправиться. В результате игнорирования тревожных звонков упускается важный период, когда можно эффективно и легко исправить дефект. Проблема укореняется и усугубляется.

С какими типичными ошибками в речи детей чаще всего встречаются родители?

Учеными установлено, что когда малыш усваивает какую-то одну форму языкового значения, он начинает употреблять ее во всех случаях. Например, очень часто у детей возникают сложности в построении правильной глагольной формы. Часто родители наблюдают, как малыш говорит «лизаю» вместо «лижу», «жеваю» вместо «жую» и т.д. Дело в том, что ребенок произносит то, что чаще слышит. Если он слышит в речи взрослого слова «хватаю», «засыпаю», «ломаю», то по этим образцам он и изменяет другие глаголы.

Также дети часто встречаются с трудностями, когда меняют слова по падежам (это касается существительных). Дошкольники часто уже по усвоенному образцу образуют падежные окончания. Например, «стул», «стулы» (как часто поизносят дети), вместо слова «стулья».

Очень часто дети делают ошибки в построении и произношении сравнительной степени имен прилагательных. Например, «близко», «близее», «хороший», «хорошее».

Uprazhneniya-artikulyatsionnoj-gimnastiki-dlya-detej-2-3-let-770x318.jpg

Ничего страшного нет, когда ребенок начинает употреблять неправильно построенные формы слов. Если ошибки в слове носят случайный характер, на них можно не обратить внимание, можно даже не фиксировать внимание самого ребенка на неправильно произнесенном слове. Однако, если ошибки типичные, их обязательно стоит исправлять, в противном случае речь ребенка останется неправильной еще на долгое время, а малышу впоследствии будет гораздо сложнее избавиться от «забавного» искажения слова.

В этот момент важно спокойно поправить малыша, не делая из ошибки повода для обиды или веселья.

Учиться говорить – это не просто. Подражая речи окружающих, дошкольник учится выражать свои мысли, правильно строить предложения и употреблять слова. Самокритичное отношение родителей к собственной речи и устранение недостатков в ней поможет избежать ряд проблем в речевом развитии малыша. Разговаривайте со своими детьми, используйте правильную литературную и разговорную речь, подталкивайте вашего ребенка рассуждать, используйте все возможности для улучшения речи ребенка.