Воспитание гиперактивного ребенка


Гиперактивность это одно из патологических проявлений целого комплекса нарушений, которые составляют “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ). Такое состояние было выделено в отдельный синдром в 80 - х годах прошлого столетия и относится к гиперкинетическим расстройствам в классификации нервных и психических расстройств.

2992742.jpg

Критерии патологической гиперактивности

Далеко не каждый подвижный  ребенок может считаться гиперактивным. Быть любознательным, подвижным, непоседливым это норма для детей раннего возраста. Родители наоборот должны насторожиться если ребенок просто тихо сидит и не издает ни звука. Вопреки распространенному мнению, симптомы гиперактивности проявляются не сразу, СДВГ развивается постепенно по нарастающей. До 2-3 -х лет ребенок наоборот может быть чересчур спокойным и усидчивым.

Развивающуюся гиперактивность у ребенка можно заподозрить если наблюдается:

  • импульсивные вспышки раздражительности, гнева;

  • эмоциональная лабильность психики;

  • плохой ночной сон: длительное  засыпание, частые просыпания, плач, вскрикивание и движение во сне, недосыпание;

  • днем: повышенная суетливость, излишнее беспокойство, неусидчивость, неумение доводить начатое дело до конца;

  • отсутствие сосредоточения на деятельности, невнимательность, забывчивость, склонность к разбрасыванию вещей;

  • неадекватное поведение, игнорирование просьб родителей.

Все вышеперечисленные признаки еще не являются симптомами гиперактивности, но безусловно должны насторожить. Также необходимо помнить, что выявлять проблемы у ребенка должен только специалист - детский невролог или детский психиатр, а не психолог или воспитатель детского сада.

 giperaktivny-rebenok.jpg

  К критериям же гиперактивности относят:

         1. Дефицит внимания:
  • ребенок часто отвлекается на посторонние стимулы во время игры или занятий, ему трудно сохранять и удерживать внимание на одной задаче;

  • часто проявляется забывчивость и рассеянность в повседневных вещах, малыш постоянно теряет или забывает вещи, игрушки;

  • если какая-то деятельность требует длительного сохранения внимания, то ребенок выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий;

  • также малыш не способен самостоятельно организовать какую-то деятельность или игру;

  • ребенок не в состоянии придерживаться инструкций или указаний при выполнении заданий, не может завершить начатую деятельность, что никак не связано с протестом или негативным поведением;

  • при выполнении уроков ребенок часто допускает много ошибок именно из-за невнимательности и неусидчивости;

  • частый переход от одного незавершенного действия к другому.
    2. Гиперактивность:
  • малыш излишне говорлив и болтлив, но в то же время как будто не слышит обращенных к нему слов;

  • часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть когда это совсем неуместно;

  • неумение играть спокойно, неумение дожидаться своей очереди в играх;

  • такие дети часто встают когда необходимо оставаться на месте, например во время уроков;

  • наблюдается нарушение крупной и мелкой моторики, прослеживаются суетливые и беспокойные движения кистей, стоп.

         3. Импульсивность:
  • повышенная раздражительность, нарушение сна;
  • неумение контролировать свои эмоции, частая смена настроения;

  • конфликтность в общении с детьми и взрослыми, нарушение социальной адаптации;

  • задержка речевого развития;

  • вспышки немотивированной агрессии, демонстративное поведение;

  • ребенок отвечает на вопросы не выслушав их до конца, мешает окружающим, вмешиваясь в беседы или игры.

shutterstock_2349815_2.jpg

Если у ребенка наблюдается восемь и более из перечисленных выше признаков постоянно на протяжении шести месяцев, то стоит посетить специалиста. 

Если диагноз гиперактивность все-таки подтвердился, то в любом случае не стоит паниковать или впадать в отчаяние, ведь Вы уже точно знаете, что происходит с вашим ребенком, и все советы бабушек или воспитателей, типа - “ремня ему просто надо” можете смело отвергать. В настоящее время разработаны четкие и действенные советы родителям по воспитанию таких ребятишек. Конечно возникают сложности под адаптацию этих советов к детскому саду, ведь далеко не все воспитатели готовы признавать, что эта проблема не надумана и уделять повышенное внимание и терпение вашему ребенку. 

Советы родителям 

Обязательно регулярно посещайте невролога. Узнайте, если рядом с вашим домом государственные психологические центры, занимающиеся реабилитацией и коррекцией детей с особенностями развития. Если есть, запишитесь туда, т.к. при гиперактивности полезны специальные коррекционные занятия в группах, где малыш учиться самоконтролю, правилам общения, саморегуляции, а также оказывается помощь родителям.

 Постарайтесь найти общий язык с воспитателем при поступлении в детский сад, объясните ему, что это не Ваши выдумки, а установленный специалистом диагноз, ведь адаптация к детскому саду проходит нелегко почти у всех ребятишек, а вашему возможно будет еще тяжелей.

Разработайте единую систему требований к ребенку как в семье, так и в стенах дошкольного заведения. Начните задолго готовится к посещению детского сада. Гиперактивному ребенку вообще остро необходимо строго придерживаться режима дня, поэтому готовясь к детскому саду, заранее узнайте какой режим дня там установлен и придерживайтесь его даже в выходные. Строгий режим дня снижает уровень тревожности у ребенка. Скрупулезное  планирование деятельности тренирует у ребенка навыки саморегуляции. Если ребенок точно знает когда любая деятельность начинается и когда заканчивается, тогда он чувствует себя в безопасности.

Строгая дисциплина вовсе не означает, что необходимо подавлять все эмоциональные всплески и порывы ребенка. Любому ребенку все таки необходим определенный уровень активности. В корне неправильно, если у ребенка нет возможности “поактивничать”, малыш не должен все время заниматься только правильной и развивающей деятельностью. Дайте ребенку возможность попробовать разные уровни активности. Если в детском саду нет такой возможности, то предоставьте ее дома. 

Создайте комфортную обстановку в семье, не ругайтесь в присутствие ребенка, не разговаривайте на повышенных тонах. Старайтесь общаться с  ребенком спокойно и сдержанно. Сведите к минимуму запреты, меньше употребляйте слова “нет” и “нельзя”. Уберите негативизмы типа “слушай, когда я тебе говорю”. 

209c9aabf54d4ec42512d8bb11b874fc_800x600.jpg

Запрещайте другим и не позволяйте себе вешать на своего ребенка различные ярлыки типа “катастрофа” или “торнадо”, разъясняйте и в семье, и в обществе, что все люди разные и это не означает, что Ваш ребенок какой-то “не такой”  или, что он просто не воспитан.

Не предъявляйте к ребенку завышенные требования. При выполнении любого задания давайте ребенку четкие и понятные инструкции. Давайте малышу только одно указание, на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить и обязательно похвалите его потом. Используйте поощрение за любую деятельность, которая требует повышенной усидчивости и внимательности. При объяснении какого-то задания используйте картинки, схемы, т. е. зрительную стимуляцию. Ставьте перед ребенком только определенную и конкретную цель, которую он способен достичь.

Приучите ребенка к подвижным играм, спорту, прогулкам на свежем воздухе. Запишите в кружок или секцию, найдите хобби, какое-то увлечение. При этом необходимо помнить, что не стоит перегружать малыша чрезмерными занятиями.

Вокруг гиперактивности по-прежнему “гуляет” много мифов и домыслов, и не все окружающие, в том числе и воспитатели понимают природу этого явления, но в силах родителей направить неуемную энергию своего малыша в “мирное” русло.