Начнем с того, что чуть ли не каждый малыш хоть раз в жизни что-нибудь своровал. Несмотря на этот факт, все родители, заметив, что их ребенок ворует, начинают паниковать: «Как же так? Это точно мой малыш? Я неправильно его воспитываю? Вдруг он вырастет уголовником?» Затем начинаются беседы с ребенком, родители рассказывают малышу о том, к каким последствиям может привести воровство в столь юном возрасте. Вскоре, после нравоучительной беседы, малыш перестает на некоторое время приносить домой чужие игрушки. А родители спокойно вздыхают, их чадо вновь стало милым ребенком. Но счастье продолжается недолго…Ровно до того момента, пока мама вновь не обнаруживает в комнате своего карапуза игрушку, которую она ему не покупала. И тут все начинается по новой.
Родители, заметив акт воровства у своего чада, впадают в отчаяние. Ведь и семья благополучная, и никто плохого примера ему не подавал. А делиться мамам и папам таким событием с посторонними людьми не хочется. Им кажется, что это позор для всей семьи. И тогда единственным помощником, который может подсказать выход из сложившейся ситуации, становится Интернет.
В статье мы раскроем причины детского «воровства» и подскажем, как правильно реагировать на случившийся инцидент.
Почему так случается, что милые и послушные дети начинают воровать?
- Нехватка внимания. Когда ребенку не хватает общения с мамой или папой, их любви и заботы, он начинает восполнять нехватку внимания к себе воровством. Совершив это в первый раз, малыш понимает, что такая тактика работает: родители начинают с ним больше беседовать и проводить вместе время. Поэтому малыш продолжает совершать «воровство» еще и еще до тех пор, пока это не войдет у него в привычку.
- Все для семьи. Такие кражи совершают дети, которые хотят преподнести своим близким подарок в виде украденной игрушки. Они лишь хотят сделать членам своей семьи приятно. Ребенок в это время находится на той ступени развития, где он еще не способен понимать моральные нормы общества: что хорошо, а что – плохо. Поэтому малыш ворует из лучших побуждений.
- Потому что я так хочу. Подобное воровство характерно для детей, которых избаловали родители. Их воспитывают, позволяя им все, что они захотят. Из таких детей обычно вырастают эгоистичные люди. А в детском возрасте вседозволенность толкает малышей на совершение краж. И их мотивы таковы: хотел такую же игрушку, как и у товарища в детском саду.

- Родители – авторитет. Для ребенка это всегда так. Мама с папой для него являются теми, на кого он будет равняться, кому будет стараться подражать. И если родители постоянно берут вещи, которые «плохо лежат», то не стоит удивляться тому, что ребенок начал воровать. Он просто пытается повторять за родителями.
- Мое – чужое. Если у ребенка нет ощущения того, что игрушки, которые лежат у него в комнате, - это его собственность, то тогда малыш будет стараться забрать чью-то вещь из детского сада и присвоить ее себе. Такое явление случается из-за того, например, что ребенок вынужден делить свои игрушки с братом или сестрой. Чтобы подобных ситуаций не случалось, необходимо покупать малышу вещи, которые будут только его и ничьи больше.
Что ни в коем случае нельзя делать, если обнаружили у ребенка чужую вещь, которую он украл:
- Приветствовать или не обращать внимания на то, что ребенок ворует. Малыш будет думать, что если родители одобряют его действия, то он поступает правильно. Таким образом, ребенок будет продолжать воровать, а это ни к чему хорошему в будущем не приведет.
- Сравнивать ребенка с другими детьми: «А вот Петя ни при каких условиях так бы не поступил, потому что он воспитанный мальчик!» Так Вы только обесцениваете свое чадо, и, кроме того, это замечание не поможет ему исправиться.
- Ругать ребенка, не разобравшись в ситуации. Позвольте малышу сначала объяснить, как чужая игрушка оказалась у него в комнате.
- Заставлять извиняться «на глазах изумленной публики». Такой опыт сам по себе является унизительным и совершенно никакой пользы малышу не принесет.
- После инцидента долго припоминать содеянное. Ребенок уже понял, что был неправ, он сделал выводы.
Как реагировать родителям, если увидели, что ребенок принес домой чужую игрушку?
То, как Вы отнесетесь к подобной ситуации, важно. Самое главное здесь – не становитесь сразу в позу и не начинайте ругать Вашего малыша. Для начала следует во всем разобраться, может, ребенок просто-напросто поменялся с кем-то игрушкой в детском саду. Тогда это не является воровством, все произошло по обоюдному согласию.
Если же ребенок взял игрушку из детского сада, то ее следует немедленно вернуть назад. Ваш кроха находится в том возрасте, когда еще не понимает, где его, а где чужое. Малыш думает, если он играет с этой вещью, значит она – его. В таком случае необходимо провести с ребенком беседу и объяснить ему, как делать правильно, а как – нет.
Случается и так, что малыш взял игрушку у другого ребенка, который об этом не знает. Тогда стоит узнать, как Ваше чадо относится к этому своему поступку, стыдно ли ему за совершенное воровство? Если же малыш не стыдится того, что сделал, то Вам следует, в таком случае, показать ему, что осуждаете его действия и строго-настрого наказать, впредь больше так не поступать.
Если же даже после серьезной беседы ребенок не пытается исправиться и продолжает воровать, то необходимо пойти на крайние меры и все же обратиться к психологу, так как за этим могут скрываться глубокие причины, с которыми может разобраться только специалист. Многие родители, оказавшись в подобной ситуации, опасаются идти к психологу, потому что считают воровство своего ребенка позором и боятся услышать упреки. Но переживать здесь не о чем: опытные, знающие свое дело специалисты никогда так не поступят, им важно помочь, а не обвинить в том, что Вы плохой родитель и недоглядели за малышом.
Таким образом, самое главное, что должен сделать родитель, увидев, что его ребенок стал воровать, - это высказаться неодобрительно о совершенном поступке (важно оценивать действия малыша, а не его, как личность) и категорически запретить воровать в дальнейшем. Для этого серьезно побеседуйте с Вашим крохой о чувствах и переживаниях того человека, у которого он украл игрушку.
Кроме того, перед началом разговора с ребенком родителям следует постараться успокоиться и вернуть самообладание, чтобы не сорваться на малыша.
Как избежать детского воровства?
- Чтобы избежать этой неприятной ситуации, нужно, в первую очередь, находиться с ребенком в доверительных отношениях. Беседа – это лучший способ. Спрашивайте у своего малыша, как прошел его день, обсуждайте вместе проблемы, которые у него накопились, и предлагайте пути их решения. В этом случае ребенок будет знать, что Вы искренне хотите его услышать и понять. В совместных разговорах расскажите ему о нормах морали, чтобы малыш знал, что хорошо, а что – плохо, и какие поступки ни в коем случае совершать нельзя.
- Будет неплохо, плюс ко всему, отправить Ваше чадо заниматься в какую-либо секцию, будь то спорт или рисование. Главное, чтобы ребенку нравилось посещать занятия, ведь ему нужно выплескивать где-то свою энергию: пусть он будет это делать где-то в кружке, чем занимаясь воровством.
- Позвольте ребенку взять на себя часть обязанностей по дому, конечно, учитывая возраст Вашего крохи. Например, предложите ему поливать цветы, пылесосить или вытирать пыль. Тогда малыш будет чувствовать себя нужным и любимым в семье.
Воровство в дошкольном возрасте – это нередкая причина, по которой родители обращаются за помощью к детскому психологу. Поэтому, если Вам случилось побывать в такой ситуации, не отчаивайтесь, ведь Вы не единственные родители, столкнувшиеся с этой проблемой. Кроме того, присвоение чужой игрушки себе в 5-6летнем возрасте сложно назвать воровством, потому что дети еще малы и не до конца осознают, что поступают плохо. С малышами необходимо проводить воспитательные беседы о последствиях подобного рода краж.
Взрослые думают, что проблемы их детей выглядят смешными, не стоящими внимания, но это далеко не так. Для 5-летнего малыша все эти ситуации кажутся безнадежными, безвыходными. Поэтому родителям нужно иногда вспоминать свое собственное детство и ставить себя на место ребенка, чтобы понять, как сложны его проблемы.