Воровство у детей дошкольного возраста

Начнем с того, что чуть ли не каждый малыш хоть раз в жизни что-нибудь своровал. Несмотря на этот факт, все родители, заметив, что их ребенок ворует, начинают паниковать: «Как же так? Это точно мой малыш? Я неправильно его воспитываю? Вдруг он вырастет уголовником?» Затем начинаются беседы с ребенком, родители рассказывают малышу о том, к каким последствиям может привести воровство в столь юном возрасте. Вскоре, после нравоучительной беседы, малыш перестает на некоторое время приносить домой чужие игрушки. А родители спокойно вздыхают, их чадо вновь стало милым ребенком. Но счастье продолжается недолго…Ровно до того момента, пока мама вновь не обнаруживает в комнате своего карапуза игрушку, которую она ему не покупала. И тут все начинается по новой.


Родители, заметив акт воровства у своего чада, впадают в отчаяние. Ведь и семья благополучная, и никто плохого примера ему не подавал. А делиться мамам и папам таким событием с посторонними людьми не хочется. Им кажется, что это позор для всей семьи. И тогда единственным помощником, который может подсказать выход из сложившейся ситуации, становится Интернет.

В статье мы раскроем причины детского «воровства» и подскажем, как правильно реагировать на случившийся инцидент.

Почему так случается, что милые и послушные дети начинают воровать?

  • Нехватка внимания. Когда ребенку не хватает общения с мамой или папой, их любви и заботы, он начинает восполнять нехватку внимания к себе воровством. Совершив это в первый раз, малыш понимает, что такая тактика работает: родители начинают с ним больше беседовать и проводить вместе время. Поэтому малыш продолжает совершать «воровство» еще и еще до тех пор, пока это не войдет у него в привычку.
  • Все для семьи. Такие кражи совершают дети, которые хотят преподнести своим близким подарок в виде украденной игрушки. Они лишь хотят сделать членам своей семьи приятно. Ребенок в это время находится на той ступени развития, где он еще не способен понимать моральные нормы общества: что хорошо, а что – плохо. Поэтому малыш ворует из лучших побуждений.
  • Потому что я так хочу. Подобное воровство характерно для детей, которых избаловали родители. Их воспитывают, позволяя им все, что они захотят. Из таких детей обычно вырастают эгоистичные люди. А в детском возрасте вседозволенность толкает малышей на совершение краж. И их мотивы таковы: хотел такую же игрушку, как и у товарища в детском саду.

  • Родители – авторитет. Для ребенка это всегда так. Мама с папой для него являются теми, на кого он будет равняться, кому будет стараться подражать. И если родители постоянно берут вещи, которые «плохо лежат», то не стоит удивляться тому, что ребенок начал воровать. Он просто пытается повторять за родителями.
  • Мое – чужое. Если у ребенка нет ощущения того, что игрушки, которые лежат у него в комнате, - это его собственность, то тогда малыш будет стараться забрать чью-то вещь из детского сада и присвоить ее себе. Такое явление случается из-за того, например, что ребенок вынужден делить свои игрушки с братом или сестрой. Чтобы подобных ситуаций не случалось, необходимо покупать малышу вещи, которые будут только его и ничьи больше.

Что ни в коем случае нельзя делать, если обнаружили у ребенка чужую вещь, которую он украл:

  • Приветствовать или не обращать внимания на то, что ребенок ворует. Малыш будет думать, что если родители одобряют его действия, то он поступает правильно. Таким образом, ребенок будет продолжать воровать, а это ни к чему хорошему в будущем не приведет.
  • Сравнивать ребенка с другими детьми: «А вот Петя ни при каких условиях так бы не поступил, потому что он воспитанный мальчик!» Так Вы только обесцениваете свое чадо, и, кроме того, это замечание не поможет ему исправиться.
  • Ругать ребенка, не разобравшись в ситуации. Позвольте малышу сначала объяснить, как чужая игрушка оказалась у него в комнате.
  • Заставлять извиняться «на глазах изумленной публики». Такой опыт сам по себе является унизительным и совершенно никакой пользы малышу не принесет.
  • После инцидента долго припоминать содеянное. Ребенок уже понял, что был неправ, он сделал выводы.


Как реагировать родителям, если увидели, что ребенок принес домой чужую игрушку?

То, как Вы отнесетесь к подобной ситуации, важно. Самое главное здесь – не становитесь сразу в позу и не начинайте ругать Вашего малыша. Для начала следует во всем разобраться, может, ребенок просто-напросто поменялся с кем-то игрушкой в детском саду. Тогда это не является воровством, все произошло по обоюдному согласию.

Если же ребенок взял игрушку из детского сада, то ее следует немедленно вернуть назад. Ваш кроха находится в том возрасте, когда еще не понимает, где его, а где чужое. Малыш думает, если он играет с этой вещью, значит она – его. В таком случае необходимо провести с ребенком беседу и объяснить ему, как делать правильно, а как – нет.

Случается и так, что малыш взял игрушку у другого ребенка, который об этом не знает. Тогда стоит узнать, как Ваше чадо относится к этому своему поступку, стыдно ли ему за совершенное воровство? Если же малыш не стыдится того, что сделал, то Вам следует, в таком случае, показать ему, что осуждаете его действия и строго-настрого наказать, впредь больше так не поступать.

Если же даже после серьезной беседы ребенок не пытается исправиться и продолжает воровать, то необходимо пойти на крайние меры и все же обратиться к психологу, так как за этим могут скрываться глубокие причины, с которыми может разобраться только специалист. Многие родители, оказавшись в подобной ситуации, опасаются идти к психологу, потому что считают воровство своего ребенка позором и боятся услышать упреки. Но переживать здесь не о чем: опытные, знающие свое дело специалисты никогда так не поступят, им важно помочь, а не обвинить в том, что Вы плохой родитель и недоглядели за малышом.

Таким образом, самое главное, что должен сделать родитель, увидев, что его ребенок стал воровать, - это высказаться неодобрительно о совершенном поступке (важно оценивать действия малыша, а не его, как личность) и категорически запретить воровать в дальнейшем. Для этого серьезно побеседуйте с Вашим крохой о чувствах и переживаниях того человека, у которого он украл игрушку.

Кроме того, перед началом разговора с ребенком родителям следует постараться успокоиться и вернуть самообладание, чтобы не сорваться на малыша.


Как избежать детского воровства?

  1. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, нужно, в первую очередь, находиться с ребенком в доверительных отношениях. Беседа – это лучший способ. Спрашивайте у своего малыша, как прошел его день, обсуждайте вместе проблемы, которые у него накопились, и предлагайте пути их решения. В этом случае ребенок будет знать, что Вы искренне хотите его услышать и понять. В совместных разговорах расскажите ему о нормах морали, чтобы малыш знал, что хорошо, а что – плохо, и какие поступки ни в коем случае совершать нельзя.
  2. Будет неплохо, плюс ко всему, отправить Ваше чадо заниматься в какую-либо секцию, будь то спорт или рисование. Главное, чтобы ребенку нравилось посещать занятия, ведь ему нужно выплескивать где-то свою энергию: пусть он будет это делать где-то в кружке, чем занимаясь воровством.
  3. Позвольте ребенку взять на себя часть обязанностей по дому, конечно, учитывая возраст Вашего крохи. Например, предложите ему поливать цветы, пылесосить или вытирать пыль. Тогда малыш будет чувствовать себя нужным и любимым в семье.

Воровство в дошкольном возрасте – это нередкая причина, по которой родители обращаются за помощью к детскому психологу. Поэтому, если Вам случилось побывать в такой ситуации, не отчаивайтесь, ведь Вы не единственные родители, столкнувшиеся с этой проблемой. Кроме того, присвоение чужой игрушки себе в 5-6летнем возрасте сложно назвать воровством, потому что дети еще малы и не до конца осознают, что поступают плохо. С малышами необходимо проводить воспитательные беседы о последствиях подобного рода краж.

Взрослые думают, что проблемы их детей выглядят смешными, не стоящими внимания, но это далеко не так. Для 5-летнего малыша все эти ситуации кажутся безнадежными, безвыходными. Поэтому родителям нужно иногда вспоминать свое собственное детство и ставить себя на место ребенка, чтобы понять, как сложны его проблемы.