Влияние на психику ребенка дефицита общения

Дети – это «губки», которые впитывают в себя абсолютно все, что их окружает: все ситуации, общение, разговоры. Окружение оказывает сильное влияние на психоэмоциональное состояние чада. Дошкольный период – это важный этап становления личности ребенка. И от того, в какой среде и при каких условиях происходит воспитание малыша, зависит его будущее.


Личность человека складывается только в их отношении с окружающими. Все родители, без исключения, желают видеть в будущем своего ребенка успешным самодостаточным человеком, которому не чужды обычные человеческие проявления: слезы или радость, сопереживания, открытость и прочее. Общаясь со своими сверстниками и взрослым окружением, ребенок впитывает в себя определенные ценности и нормы поведения. Каждый человек, который хоть как-то соприкасающийся с ребенком, привносит в его жизнь что-то новое, влияет на его поведение.

Об огромной роли общения в жизни ребенка говорит тот факт, что у детей, потерявших своих родителей и воспитывающихся в детских учреждениях, наблюдается нарушение поведения и задержка психического и физического развития. Такие последствия объясняются «дефицитом общения». Дефицит общения психологи давно сравнивают с голодом. Впервые это сравнение использовал американский психолог Эрик Берн. Особенно это голод опасен детям младшего возраста и дошкольникам. Именно в этом возрасте у ребенка формируются основные навыки, идет развитие речи, пополняется словарный запас и многое другое.

В современном мире существует две тенденции. Одни родители, стараясь малыша всячески оградить от негативных факторов, от детских болезней или в силу своих убеждений отказываются от детских садов и предпочитают, чтобы их чадо росло в стенах дома. Возможно, к малышу будут приходить в индивидуальном порядке преподаватели для проведения различных занятий по возрасту ребенка. Хорошо это или плохо, судите сами. Но часто такой ограниченный в общении ребенок воспринимает занятия, как что-то второстепенное и жаждет всеми силами удовлетворить свою потребность в общении. Во время занятия такого малыша невозможно успокоить, потому что он пытается рассказать все, что с ним произошло за это время.

Таким образом, недостаток общения ребенка со сверстниками размывает его границы общения со взрослыми. Часто, ища выход своим эмоциям, он обрушивает их на кого попало.


Недостаток общения со своими сверстниками вызывает у домашних детей нарушение коммуникативных умений.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. Во время сюжетно-ролевых игр дети учатся налаживать отношения, решают проблемы, учатся договариваться. Примеряя на себя роль взрослого, малыш воспроизводит их деятельность и взаимоотношения между ними. Несмотря на то, что «игрушечная жизнь» происходит в форме представлений, она становится настолько насыщенной эмоциями и в этот момент становится для малыша его настоящей жизнью.

Такое ежедневное общение и игры в кругу сверстников крайне необходимы дошкольнику, поскольку только так он по-настоящему познает систему человеческих отношений и осознает свое место в ней. Немаловажную роль в общении в среде сверстников отводится познавательной сфере ребенка, которая начинает активно развиваться в момент примерки на себя различных ролей, малыш постоянно открывает новые грани реальной жизни. Во время игр у ребенка активно развивается воображение и фантазия. Все это способствует развитию гармоничной личности ребенка.

 

Если ребенка лишить полноценного общения со сверстниками, ограничить его только контактом с домашними родственниками и редкими походами в развивающие кружки, значит лишить его возможности приобрести коммуникативные навыки, лишить его понимания важности дружеских связей. Вы когда-нибудь задумывались, почему домашние дети часто конфликтуют с одноклассниками в школе, почему таких детей сторонятся или они сами игнорируют окружение? Это происходит не от того, что остальные дети плохие и неугодные, что ваш ребенок просто умнее. Малыш элементарно не научился общаться, налаживать контакты, адаптироваться под общество.

Родители домашних детей ошибочно полагают, что дают ребенку все самое лучшее, лучшие знания, лучший уход, но забывают о самой важной потребности любого человека, и уж тем более ребенка, в общении, нанося тем самым непоправимый урон его психике. Последствия такого ограничения ребенка в контакте с другими детьми, непосещение детского сада  - это замкнутость ребенка в школе, его неуверенность и тяжелая адаптация. И как следствие – плохая учеба. И поверьте, даже те знания, которые вы дали малышу во время домашнего обучения не восполнят его самовосприятие в окружающем мире, что обязательно скажется на его успехах в будущем.

Другие родители напротив, ударяются в работу и совершенно лишают своего ребенка общению с собой. И это тоже не есть хорошо. Недостаток общения ребенка со взрослыми, тем более родителями, оказывает не менее пагубное действие на психику крохи. Именно родители являются первыми людьми, которым подражает ребенок, учится у них нормам поведения в обществе, родители формируют его духовный мир.

К сожалению, в нашей стране немало детей, испытывающих дефицит общения со взрослыми. Ярким примером являются воспитанники детских домов и дети семей, которые ненадлежащим образом выполняют свои родительские обязанности. Дети, лишенные материнской любви или дети, которые получают любовь в недостаточном количестве в последующем в своей жизни испытывают недоверие к миру и людям. Именно отсюда вырастают люди, страдающие чрезмерной завистью, скупостью, чрезмерно придирчивы к другим.


Последствия дефицита общения для психического развития ребенка дошкольного возраста губительны: страдают все стороны развития.

Проявления дефицита общения:

  • Психическое отчуждение;
  • Нравственная дезориентация ребенка;
  • Социальная дезориентация;
  • Аддикция (особая форма повторяющегося поведения, зависимость, навязчивость);
  • Замкнутость;
  • Пессимизм;
  • Отчаяние;
  • Негативная оценка окружающей действительности.

Именно дефицит общения, прежде всего с матерью, становится первопричиной возникновения состояния госпитализма и депривированности. Последствия госпитализма и депривации едины – отставание в физическом и психическом развитии.


Как не допустить дефицит общения и исправить сложившуюся ситуацию?

Ребенок должен получать полноценное общение как с родителями, так и со сверстниками. Только в этом случае можно говорить о формировании гармоничной личности. При этом важно организовать дошкольнику не просто контакт с людьми, а адекватное по качеству общение, учитывая возрастные особенности ребенка. Не пытайтесь огородить ребенка от любых контактов, он должен научиться еще в дошкольном возрасте решать свои детские ситуации со сверстниками. Неверно считать, что если малыш не ходит в садик, а посещает развивающие кружки, то этого достаточно. Дело в том, что посещаяа развивающие занятия, малыш получает знания, но никакого реального контакта с ребятами у него не происходит. Те 10 минут, которые появляются у ребенка до и после занятий, недостаточно, что бы перекинуться со сверстниками парой слов и показать свою новую машинку, их не хвататет для установления прочных связей и развития коммуникативных навыков.

Поэтому, не лишайте малыша полноценного общения с окружающим миром и позвольте ему ходить в дошкольное образовательное учреждение (частное или муниципальное), уделяйте ребенку время дома, старайтесь любую свободную минуту проводить рядом со своим малышом. Помогите ребенку вырасти гармоничной и успешной личностью, хорошим другом и сыном (дочкой).  И тогда ему будет под силу покорить любые вершины.