Влияние мультфильмов на психику и поведение детей

Мультфильмы очень сильно влияют на мировоззрение ребенка, т.к. у малышей неустойчивая психика, а система ценностей  только формируется. Мультфильмы, в которых добро побеждает зло, способствует гармоничному развитию ребенка, а те, в которых демонстрируется хулиганское, агрессивное и извращенное поведение, которое никак не осуждается и не наказывается вызывают у детей тревожность, страхи, агрессивность и жестокость.

Особенно сильное влияние мультфильмы оказывают на дошкольников. Это связано с тем, что у них отсутствует “фильтр” приема информации, они не могут отнестись к ней критически, поэтому пассивно впитывают в себя все, что исходит с экрана телевизора. Также у дошкольников больше всего развито подражание, поэтому они копируют,  не всегда правильное, поведение героев мультфильмов и способы, которыми персонажи разрешали различные ситуации.

deti-smotryat-televizor-03.jpg

Как влияют на психику ребенка различные негативные эпизоды  мультфильмов


     1. Эпизоды агрессии. Где главные герои наносят вред окружающим, калечат или убивают других персонажей. При этом все детали очень подробно показываются и многократно повторяются. Такие сцены вызывают у детей немотивированную злость, агрессию, жестокость. Сценами подробных и детальных убийств, где присутствует кровь, сильно злоупотребляют японские аниме.

     2. Эпизоды с опасными для жизни способами поведения. Поскольку у детей развита склонность к подражанию, а инстинкт самосохранения снижен -просмотр таких сцен может приводить к различным травмам.

     3.Эпизоды с девиантным, т.е. отклоняющимся поведением героев. Герои в таких мультфильмах, когда совершают плохой поступок никак не наказываются, их поведение никто не пресекает и не осуждает, смысл плохого поступка не разъясняется. Отсюда вытекает неясность представлений о добре и зле. Хрестоматийный пример - это мультфильм “Маша и медведь”. Хотя этот мультик сделан с хорошей долей юмора, он все таки больше взрослый, чем детский. Он легкий и веселый, и наверное отлично подойдет для просмотра взрослого человека после трудового дня, а вот ребенку его смотреть не стоит. В нем показано типичное поведение избалованного эгоиста, который не умеет себя вести. Взрослые предстают как инструменты для добычи игрушек и развлечений. Поведение Маши никак не пресекается и не разъясняется, что это плохо. Взрослые ее не воспитывают, а лишь потакают во всем.

В пример можно также привести мультфильм “Шрек”, где главный герой, пытаясь добиться расположения принцессы, волочит ее по земле как мешок картошки, а потом заигрывает с ней. У девочек может сложится неверное представление, что такое обращение это норма.

iStock_79377141_MEDIUM.jpg

     4. Эпизоды с несвойственным своему полу поведением. Под влиянием таких сцен, происходит искажение у ребенка гендерных ролей, искажение половой идентичности. В пример можно привести бармена из мультфильма “Шрек”, где этот персонаж мужского пола предстает в макияже и женской одежде.

     5. Эпизоды с поцелуями. Чаще всего в мультфильмах целуются принц и принцесса в конце сюжета. В самих поцелуях конечно же нет ничего плохого, здесь больше речь идет о том, что создатели мультиков с каждым годом все больше “раздевают” принцесс и делают их более сексуальными. Классический пример: “Клуб Винкс: Школа волшебниц».

В нем у героинь нереально большие глаза, длиннющие ноги и “осиная” талия. Кроме того, все свои проблемы волшебницы решают с помощью колдовства, а мальчики и вовсе изображены слабыми и неумелыми. В результате девочки, основываясь на ложных представлениях о красоте, комплексуют, а мальчики ищут себе в пару только эталонных красавиц.

     6. Эпизоды с неуважительном отношением к людям, животным, растениям. В таких мультфильмах персонажи безнаказанно смеются и издеваются над старостью, слабостью, животными, наносят вред природе. После просмотра таких сюжетов ребенок может начать демонстрировать жестокость, цинизм, грубость по отношению к родственникам и сверстникам. 

     7. Эпизоды с несимпатичными и уродливыми героями. Для ребенка внешность “мультяшного” персонажа очень важна, т.к. уродливый герой у него ассоциируется с чем то плохим, а внешне привлекательный с хорошим. Поэтому положительный герой должен быть симпатичным, даже если все остальные уродливы. Сейчас же, очень часто встречается, что все герои страшны и уродливы, в результате малыш теряет ориентир для оценки поступков героев.

Конечно же, говорить о том, что мультфильмы влияют только отрицательно - это в корне неправильно. “Добрый” мультфильм несет в себе большую воспитательную и коррекционную роль. С помощью правильно подобранного, “хорошего” мультфильма, можно научить малыша ценить и уважать других, научить преодолевать страхи и трудности, развить фантазию и творческие способности. 

f4070766cc6ccfac4e017ca74ae64853.jpg

Как отличить хороший мультфильм от плохого?

В хорошем сюжете отрицательный персонаж не должен вызывать умиления и веселить. Такой герой обязательно должен быть наказан. С помощью отрицательного персонажа в мультике малыш должен четко осознавать, как не принято вести себя в обществе, с друзьями и родителями.

В хороших мультфильмах понятия добра и зла должно иметь четкие границы. Поэтому, в качественном мультфильме герой-злодей должен однозначно вызывать неприязнь и осуждение. Ребенок должен уже по внешнему виду понять, что герой отрицательный. В сюжете негативный герой должен быть либо побежден, либо перевоспитан положительным героем.

Только когда малыш научится четко отличать в фильме добрые поступки от плохих, он сможет это сделать и в реальной жизни.

Очень большое внимание следует уделить и речи героев. Она должна быть четкой, правильной, не нести бранных слов и жаргонов. Даже в самых безобидных мультиках проскальзывают такие слова. Это очень плохо, поскольку родители учат ребенку одному, а мультики демонстрируют другое. У малыша происходит диссонанс, а нередко и подрывается авторитет родителей. Почему нельзя произносить плохие слова, если в каждом мультике герои повторяют их бесчисленное множество раз?

Важно внимательно отнестись и к яркости изображения и цветовой окраске мультика. Чем младше ребенок, тем «спокойнее» должны быть зрительные эффекты: без мельканий, чрезмерной яркости. Тоже относится и к музыкальной составляющей мультфильма.

Конечно же не стоит забывать и о времени, проводимом детьми перед экранами телевизоров и планшетов.

127962_772.jpg

Сколько времени можно уделять просмотру мультипликационных передач?

Согласно рекомендации Всемирной организации здравоохранения дети до 7 лет не должны сидеть перед экраном монитора более 7 часов в неделю. Оптимальным считается время просмотра мультфильма или другой детской телепередачи - 30 минут в день. Однако, по статистике, 90% детей проводят за просмотром телевизора или планшета до 30 часов в неделю.

Мало кто знает, что до 3 лет детям вообще не рекомендуется сидеть перед монитором. Это в корне расходится с пометкой на DVD-дисках, где четко указан возраст просмотра мультика 0+. Поговорим об этом подробнее.

Согласно ряду исследований было установлено, что:
  • До 2-3 лет ребенок не воспринимает содержание просматриваемого им мультфильма;

  • В этом возрасте развитие ребенка идет только через предметную деятельность;

  • Окулисты утверждают, что до 3 лет у ребенка активно формируется зрительная система. Просмотр анимации может привести к нарушению процесса становления зрительной функции;

  • Просмотр мультфильма детьми до 3 лет сильно перегружает их нервную систему, и, как результат, приводит к гиперактивности или, напротив, к заторможенности ребенка;

  • Отрицательное влияние мультипликационные фильмы оказывают на развитие речи малышей;

  • Высок риск развития «дефицита общения». Вместо того, чтобы получать живое общение в кругу семьи, малыш проживает мультипликационную жизнь.

Пока ребенок не изучил окружающий его реальный мир, вводить его в виртуальный мир мультфильмов довольно опасно. Часто такие дети переносят общение из мира мультипликационного на реальную жизнь. А должно быть все наоборот. И особенно это опасно, если малыш проводит свое время за просмотром «вредного» мультика.

Самый подходящий возраст для просмотра мультфильмов – это 5-7 лет. В этом возрасте малыши уже способны воспринимать всю красоту картины, длинные сказки с волшебством, анализировать полученную информацию.

590.jpg

Заключение

Не стоит отказываться от показа мультипликации своему маленькому чаду. Благодаря мультфильмам малыш получает много полезной информации и расширяет границы своего мира. Стоит лишь более ответственно подойти к данному процессу и максимально обезопасить ребенка от негативного влияния современной киноиндустрии и потока ненужной информации.