Влияние гаджетов на детей: мифы и реальность


Маленькие дети, быстро и играючи, в отличие от большинства взрослых, осваивают различные гаджеты. Это связано с тем, что дети не бояться ошибаться, им не стыдно потерпеть неудачу и не жалко сломать дорогое устройство, поэтому они легко, методом “тыка” осваивают любой новейший девайс. К тому же у современных планшетов и телефонов интуитивное управление, поэтому даже те малыши, которые еще не научились читать и писать отлично в них разбираются. 

С другой стороны, родители хоть и ворчат, что ребенок постоянно “зависает” в “инете”, сами зачастую провоцируют такую зависимость. Например, включая на планшете мультфильм, чтобы ребенок дал возможность позаниматься домашними делами. К тому же, сами взрослые любят посидеть “вечерком” за компьютером, подавая ребенку пример. Позже, когда малыш подрастает, гаджеты уже используют либо в качестве наказания, отнимая за провинность, или в качестве поощрения, разрешая посидеть подольше. Тем самым, иногда у детей формируется настоящая компьютерная зависимость от планшетов и смартфонов. 

1550556296117617745.jpg

Чем вреден такой вид досуга?

На сегодняшний день проведено множество исследований о вреде и пользе различных электронных устройств. В итоге, не был доказан однозначный вред от девайсов, в то же время, было развеяно множество мифов и предубеждений, связанных с использованием компьютеров:

Миф № 1 - если ребенок много общается виртуально, то это может повредить его социализации в будущем. Этот миф сильно раздут и преувеличен. Если ребенок много общается со своими сверстниками в “реале”: в школе, в спортивной секции или кружке, на детской площадке, то навыки общения никуда не пропадут, если он будет общаться и в интернете. К тому же, виртуальное общение это тоже часть современной жизни и это тоже надо уметь делать.
Миф № 2 -  малыш непременно испортит себе здоровье, особенно зрение, пользуясь смартфонами и планшетами. Данное заблуждение любимая страшилка старшего поколения и даже некоторых врачей. На самом деле, излучения экранов электронных устройств не превышает предельно допустимые нормы. Другое дело, если ребенок проводит весь день уставившись в экран девайса, тогда может появиться и синдром “сухого”  глаза и спазм зрительных мышц. 

Миф № 3 - зависимость от компьютера и других устройств. Этот миф тоже несколько преувеличен. В действительности,  ребенок не более зависим от компьютера, чем домохозяйка от плиты и мультиварки, а папа от автомобиля. Различные гаджеты такие же необходимые современные устройства как и плита, и стиральная машина, и посудомойка. Чаще всего малыш зависает в виртуальном мире когда ему просто напросто нечем заняться, и если предложить ребенку другое интересное занятие, то большинство детей достаточно быстро переключается.

Миф № 4 - компьютеры вызывают “отупение” и лень к жизни. По большей части это касается подростков. Родители жалуются, что их сын или дочь ничего не хотят от жизни и не знают кем хотят стать и чем заниматься, и винят во всем виртуальный мир. В действительности, это нормальное поведение подростка, т.к. в таком возрасте отсутствует способность к долгосрочному планированию своей жизни. Это физиологическая особенность психики подростка, которая характеризуется психологической незрелостью, неумением делать выбор и нести ответственность за свои поступки. Такое поведение было всегда и гаджеты тут не при чем.

Таким образом, при разумном подходе к использованию различных устройств, можно не бояться вреда, а получить большую пользу от использования различных планшетов и смартфонов.

fmt_94_24_1495795707_foto_2.jpg

Польза компьютеров и других устройств

  1. Большой выбор обучающих программ. В интернете можно найти огромное количество различных обучающих роликов в виде песенок, мультиков, считалок, начиная от обучения цвету и форме предметов, заканчивая изучением иностранных языков.

  2. Развитие мелкой моторики. Для того, чтобы попасть по кнопкам устройства, от ребенка требуется определенная сноровка.

  3. Развитие слухового и зрительного анализатора. Малыш, наблюдая за происходящим, развивает зрение и слух, т.к. мозг перерабатывает то, что ребенок слышит и видит.

  4. Развитие логики. Для того, чтобы пользоваться устройством, ребенок должен понять - куда следует нажать, чтобы появился нужный ответ на запрос.

  5. Быстрый способ нахождения любой информации. 

  6. Более быстрое освоение информационных технологий  в дальнейшем. Ребенок, который рано освоил планшет, на уроках информатики будет чувствовать себя в “своей тарелке”.

Все же необходимо соблюдать несложные правила при использовании ребенком какого-либо устройства, во избежании развития настоящей зависимости от компьютера. 

c82a6340207007efbd5f09734f02368c_ce_1000x555x0x59_cropped_930x510.jpg

Правила использования гаджетов:

  1. Установите время  пользования устройствами. Общие рекомендации таковы:

  • считается, что до 2-х лет знакомить ребенка с гаджетами нецелесообразно;

  • с 2- х до 3-х лет допускается 10 - 15 минутный просмотр мультфильма, обучающего ролика или игры;

  • в возрасте от 3-х до 5 лет необходимо ограничивать просмотр 1 часом, максимум допускается 2 часа;

  • 6 лет - 75 минут;

  • 7- 9 лет - 90 минут;

  • 10-12 лет - 2 часа;

  • 13-14 лет - 150 минут;

  • 15-16 лет - 180 минут. При этом необходимо помнить, что у детей школьного возраста в это время должно входить и выполнение уроков, и общение в социальных сетях, и игры, и просмотры чего-либо. При этом рекомендуется делать 15 минутные перерывы, держать экран на расстоянии 35-40 см, и использовать дополнительное освещение в вечернее время.

  • 1137736.jpg


    2. Выбирайте различные развивающие программы вместо бесцельных игр. Не разрешайте ребенку играть в онлайн - игры, где необходимо, что-то покупать за настоящие деньги, дабы не формировать реальную зависимость в будущем. Старайтесь ограничивать игры, где нужно “прокачивать” персонажей и постоянно переходить с уровня на уровень, т.к. такие игры, как правило, затягивают, и ребенок перестает ощущать время. Не заменяйте игры вживую, компьютерными, ведь понятно, что например реальный футбол, полезнее виртуального.

    3. Соблюдайте баланс между временем, проведенным в интернете, и временем, отведенным на секции и кружки. Занятый реальными делами ребенок, меньше времени проведет за планшетом.

    4. Сделайте электронное устройство своим союзником. Изучите сами и покажите малышу полезные приложения. Во-первых, совместные занятия сближают детей и родителей. Во-вторых, с помощью гаджета можно попробовать решить множество проблем:
  • например, современные дети не любят читать, поэтому если Вы не можете заставить школьника прочитать классику в книжном переплете, то пусть читает в компьютере;

  • можно заниматься спортом. В гаджет можно установить программу подсчета шагов, счетчик калорий, запись маршрута прогулки. Конечно это не заменит посещение настоящей секции, но гораздо полезнее, чем целый день просидеть за просмотром Ютуба;

  • заниматься творчеством. С помощью приложений можно научиться фотографировать, снимать видео, самому делать клипы и ролики, накладывая текст и музыку.

  • 5. Выбирайте качество. В инструкциях к гаджетам прописаны технические характеристики. Считается, что размер экрана “детского” гаджета должен быть не менее 4 дюймов, а разрешение не ниже 960 на 640, т.к. низкое разрешение (количество точек на дюйм) опасны для глаз.

Все же, даже соблюдая эти правила, необходимо быть очень внимательным к своему ребенку, чтобы не пропустить начинающуюся компьютерную зависимость. 

1513410485_boy-smartphone.jpg

Признаки, которые должны насторожить

  • когда ребенок ради устройства меняет свой привычный образ жизни: сокращает время на сон, учебу, спортивные занятия;

  • малыш стремится пользоваться устройством и во время приема пищи, и во время прогулки;

  • ребенок отказывается гулять, общаться, выполнять поручения, читать;

  • малыш без гаджета не может вести себя спокойно, впадает в истерики.

 Как видите, если подходить разумно и соблюдать элементарные меры предосторожности, то можно извлечь большую пользу от использования гаджетов и вырастить современного и развитого ребенка.