Самостоятельный ребенок: зачем нужна самостоятельность и как ее развить

Прежде чем говорить о воспитании у детей самостоятельности, стоит понять, что это за качество, зачем оно им нужно. Самостоятельность, как любое другое качество личности не существует само по себе, а должно служить определенным целям, стоящим перед малышом. Истоки самостоятельности проявляются у детей в самом раннем детстве.

Зачем детям нужна самостоятельность

Самостоятельность – это ведущее качество личности, выражающееся в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими действиями, лично отвечать за свои поступки, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать самостоятельно и инициативно не только в знакомой, но и в новой для себя обстановке. У человека с развитой самостоятельностью всегда адекватная самооценка, он всегда несет ответственность за то, что он делает.

41e046f4a8891ab3597297e207b5106e.jpeg

При этом важно понимать, что самостоятельность - это внутренняя мотивированная деятельность. Не нужно путать понятие самостоятельной деятельности с тем, когда ребенок может сам быстро сделать то, что ему скажут взрослые. Между внутренней мотивацией на деятельность и умением действовать – огромная разница. Важно понимать, что для развития самостоятельности важное значение приобретает именно внутренняя мотивация ребенка. В этом случае самостоятельность проявляется в выборе ребенком какой-то определенной деятельности, постановке им же целей и задач и их осуществление, а не в послушном выполнении поставленных кем-то задач.

Самостоятельность и ответственность закладываются постепенно, и начинать это делать нужно как можно раньше.

В сегодняшнем мире мы остро ощущаем те негативные последствия, когда родитель берет на себя всю заботу о ребенке до самых зрелых лет. Хорошо это или плохо, решает каждый сам для себя. Понятно, что нет ничего плохого, когда родители полностью обеспечивают ребенка вплоть до окончания института, и у ребенка имеется прекрасная возможность получать знания в комфортных для себя условиях.

Очень часто в современном мире мы сталкиваемся с инфантильностью уже подросшего «ребенка» и его неумения нести ответственность не то что бы за жизнь окружающих его близких людей (семью, родителей), но и за свою собственную. Очень часто встречается, когда парню уже 25 лет, а он еще не решил, кем работать, тянет средства с родителей, и они решают за него, когда ему спать, что кушать и на ком жениться. Такая картина является следствием того, что изменился образ жизни, и поменялось отношение к детям. И если раньше наши бабушки и дедушки становились самостоятельными и несли ответственность за свои поступки уже в младшем школьном возрасте, то сегодня, выйдя из-за парты института, многие так и не приобрели это полезное качество – самостоятельность и ответственность.

shutterstock_226514953.jpg

В современной городской жизни воспитать самостоятельного ребенка можно не с помощью жизненных реалий, а вопреки им. И только так!

Например, в далекие времена, когда наши бабушки и мамы еще сами были детьми, их с малых лет приучали к самостоятельности, потому что не было другого выхода и способа выжить. Так, родитель приучал старшего ребенка заботиться и следить за младшим не по своей прихоти, а по необходимости. Пока мать находилась на работе, кто-то в отсутствие ее должен был это делать. Родители были заняты тяжелым физическим трудом, и им необходима была помощь по дому, в огороде, с младшими детьми, со скотом. Волей неволей дети приобщались к труду, ответственности и самостоятельности. По сути, эта «необходимость» и делала детей самостоятельными и раскрывала потенциал ребенка, формировала его личность.

Вывод: ребенка нужно создать условия, где эта самостоятельность необходима. Просто развивать самостоятельность без определения потребности в ней – бессмыслица и пустая трата времени.

lori-0005834069-bigwww.jpg

Для того, чтобы родителей в будущем не пугал подход ребенка к жизни, когда он будет считать, что ему все должны и будет полностью лишен чувства ответственности и самостоятельности, важно создать малышу условия («необходимость») для развития этих качеств. Это должно быть ни как наказание для малыша, а как вариант необходимого для каждого члена семьи вклада в уклад семьи.

Дети, которые получают в детстве все и лишены возможности проявить самостоятельность, вырастают неуверенными в себе, но требовательными к окружающим, малейшие трудности в жизни вызывают у них депрессивное состояние.

От многих родителей можно слышать мнение: «Ну уж нет, пока у меня есть возможность, я дам своему сыночку все самое лучшее и огражу его от любых забот. Пусть его детство будет безоблачным, пускай растет оптимистом!» По-мнению психологов, между безоблачным детством, уверенностью в себе и оптимизмом нет ничего общего. Представьте, как чувствует себя ребенок, которому все позволяли и от всего оберегали, когда он попадает в реалии школьной жизни и затем юношеской и взрослой. Оптимизм и уверенность будет связана только с опытом реального воздействия на мир, а не со словами, которые говорятся ребенку. Не давая ребенку возможности осваивать этот мир самостоятельно, не побуждая его к действиям, а только обслуживая его, вы растите неуверенного в своих силах человека.

«Куй железо, пока горячо!»

Развивать самостоятельность у ребенка важно не тогда, когда это стало удобно родителям, а в то время, когда она начинает формироваться у детей.

Первые признаки самостоятельности малыш проявляет уже в возрасте 2 лет. Когда родители слышат первые «Я сам!», «Я умею!», это говорит о желании малыша освободиться от опеки со стороны взрослых, реализовать самостоятельно свои идей и задачи. И тут важно не пресечь инициативу к самостоятельности, а направить ее в правильное русло, закрепить навыки самостоятельности, которые он проявляет пока только в детской деятельности, например, в игре.

Так, в возрасте двух лет, когда малыш пытается сам кушать, берет самостоятельно игрушки и прочее, поддерживайте его в этих начинаниях.

b98724cb813ee5e76ae0fb54fae5c6f34b0e6d34.jpeg

В 2-3-х летнем возрасте малыши стараются всячески подражать родителям, пытаясь пока что еще неумело произвести те действия, которые делает мама, например, складывать вещи, самостоятельно одеваться, собирать рюкзачок и т.д. Родителям важно в этот период не «обломать» тягу ребенка к самостоятельным действиям, не сделать малыша лишь пассивным объектом.

Пресекая ребенка в его самостоятельных действиях (например, в надевании колготок, кофточки) вы делаете грубейшую ошибку и формируете у малыша чувство неуверенности в себе и своих возможностях, у него пропадает желание к активным действиям, желание что-то делать самостоятельно, понижается самооценка, ребенок ощущает свою беспомощность.

В процессе развития малыш сталкивается со многими трудностями. Задача родителей, всегда оценивать сложившуюся ситуацию. Если малыш в силах самостоятельно справиться с задачей, не спешите ему помогать. Только его действия и влияния на этот мир разовьют в нем самостоятельность и желание к активным действиям в будущем, повысят его уверенность в своих силах. При сложной для ребенка ситуации, когда ему действительно трудно справиться с задачей в одиночку, предложите ему свою помощь. Именно помощь, а не полное свое присутствие, устраняя его от действий.

Не пытайтесь сделать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно!

При правильном отношении к детскому «Я сам!» к старшему дошкольному возрасту дети достигают высоких показателей инициативности и самостоятельности в решении поставленных ими или окружающими задач.

7293a47c0f4cdddd46ff10bcf3d23287_XL.jpg

Этапы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

  1. На первом этапе ребенок действует самостоятельно без напоминания со стороны взрослых в привычных для себя условиях, например, убирает за собой игрушки, убирает со стола, моет руки перед едой.
  2. Ребенок дошкольного возраста начинает применять свои навыки в непривычной для себя обстановке, но близкой по своей сути к привычным обстоятельствам. Например, прибирает за собой в гостях.
  3. Малыш действует самостоятельно в абсолютно новых для него условиях, с которыми никогда ранее не сталкивался.

Преимущества развития самостоятельности у детей

Основная задача родителей в этом направлении, приучить малыша самостоятельно принимать решения, ставить цели и идти к ним, беря на себя ответственность за свои действия. Родители должны уделить этому этапу развития ребенка достаточно внимания. Основные плюсы, которые получает ребенок, наученный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность это:

  • Ребенок ощущает, что может контролировать ситуацию;
  • Повышается самооценка и уверенность в своих силах и в себе;
  • Малыш с адекватной самооценкой учится исправлять допущенные им же ошибки и не чувствует себя при этом неудачником;
  • Самомотивация, ответственность за выбор, который он сделал;
  • У ребенка развивается мышление, креативность. В ситуации выбора и принятия решения ребенку приходится генерировать новые идеи, искать возможности;
  • Ребенок учится нестандартному решению;
  • Лучшее понимание окружающих людей. Когда ребенок принимает самостоятельно решения и его решения ценятся, он начинает уважать идеи и решения других людей.

Почему родителям следует особенно внимательно отнестись к развитию у ребенка самостоятельной деятельности. Дело в том, что ребенок, который не развивает навыки самостоятельного принятия решений, склонен:

  • К инфантилизму и патологической зависимости от родителей даже став взрослым.
  • На такого ребенка легко влиять сверстникам и друзьям, он ведомый. Не всегда такое влияние является положительным.
  • Постоянно сомневается в себе, своих способностях, в принятых решениях.
  • Довольствуется в своей жизни малым, не склонен ставить цели и добиваться результатов.

Итак, как же воспитать у ребенка самостоятельность, которая во многом определяет его успешность в жизни?

90995322.jpg

Воспитание у детей самостоятельности

  • Развить в детях самостоятельность помогают просьбы рассказать, какие дальнейшие планы у ребенка (на ближайшее будущее).
  • Позволяйте малышу без вашей помощи делать то, что он хочет. Давайте ему право участвовать во взрослых делах. Понятно, что малыш сделает уборку по дому или приготовит салат не так, как это сделали бы вы. Но не одергивайте его и не порицайте, а наоборот, приободряйте и направляйте.
  • Никогда не ругайте малыша за ошибки, которые он совершил в процессе самостоятельной деятельности. Вы можете указать на ошибки и подсказать ребенку, как ее исправить. Например, если малыш поливал цветы и пролил на подоконник воду, спокойно предложите ему самостоятельно вытереть подоконник.
  • Возьмите за правило хвалить малыша за проявленную им инициативу. Ребенку нужно давать понимание, что он имеет право действовать самостоятельно.
  • Не менее важно с ранних лет поддерживать желания и интерес ребенка к какому-то делу. Например, если малыш хочет заниматься плаванием, не подавляйте в нем это желание, а запишите его на секцию.
  • Обязательно просите своих детей о помощи, спрашивайте у них совета. Это важно для понимания ребенком своей роли в семье и своей ценности.
b52357f536ae8728927917766a88c1c402ddeaa6.jpg
  • Приучайте ребенка получать желаемое благодаря действиям. Рассказывайте, где вы работаете, и благодаря чему в семье появляются еда и вещи.
  • Развивайте у ребенка фантазию, воображение. Для этого можно предложить ребенку придумать самостоятельно игру или новые правила для игры. Таким образом, у малыша будут генерировать идеи, он будет учиться адаптироваться к любым обстоятельствам.
  • Помощь животным и другим людям учит детей состраданию и самостоятельности.
  • Позволяйте ребенку общаться со многими людьми, детьми. Нахождение общего языка, интересов, налаживание контактов – один из элементов самостоятельности. Разрешайте малышу дружить с тем, с кем он сам желает.
  • Формируйте у малыша адекватную самооценку. Для этого позволяйте ему испытывать эмоции, какими бы они ни были. Не нужно учить его скрывать слезы или смех, если так принято в обществе.
  • Создавайте условия для развития у малыша самостоятельности. Чем раньше вы начнете «отрываться» от ребенка, тем быстрее он поймет, что у родителей и других взрослых тоже есть личное пространство. Приучайте с ранних лет оставлять ребенка с бабушкой или няней.
  • Всегда разговаривайте с малышом. Давайте возможность ему высказывать свое мнение. Это тоже проявление самостоятельности. Дети, имеющие свое мнение, быстрее превращают идеи в решение и действие.
  • Учите ребенка принимать самостоятельные решения. Помните, что ребенок должен принимать решения и делать выбор в соответствии со своим возрастом. Поэтому, предлагая малышу варианты для выбора, придерживайтесь следующего правила: чем меньше ребенок, тем меньше вариантов для выбора, чем старше, тем вариантов выбора больше. Вы должны создать безопасные условия для принятия ребенком решения.

Самостоятельность - это не просто умение все делать самому, а необходимый навык для развития гармоничной личности. Наберитесь терпения и позвольте малышу расти свободной, смелой и целеустремленной личностью.