Развитие памяти и внимания у детей младшего возраста.

Раньше, когда дети поступали в школу,  они не умели писать и читать, и это считалось нормой, т.к. их всему обучали в общеобразовательном учреждении. В настоящее же время к дошкольникам предъявляются очень большие требования. 

Дошкольный период - это первый период психического развития ребенка. В это время формируются все психические свойства и качества личности, закладываются основы познавательных процессов, видов деятельности. Расширяется память и внимание.

image_1235.jpg

Что такое внимание

Под вниманием подразумевается психический процесс, с помощью которого ребенок или взрослый концентрируется на определенном объекте, при отвлечении от других. Дети, примерно до 6 лет, пользуются непроизвольным вниманием, которое возникает как бы само собой без усилий малыша. Такое внимание быстро угасает, т.к. ребенок в любой момент может переключиться на другой более интересный объект. 

Произвольное же внимание-это внимание, которое требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения. Таким вниманием ребенок может управлять сам, и возникает оно примерно к 6-7 годам.

У внимания есть шесть свойств. Нарушение каждого из которых по-разному отражается на деятельности малыша. 

  1. Концентрация внимания. Если нарушена концентрация внимания, то ребенок быстро отвлекается на посторонние стимулы, у малыша не получается долго сосредотачивать внимание.

  2. Объем внимания. Если нарушен объем, то ребенок не может одновременно концентрироваться на нескольких объектах и удерживать их в памяти.
  3. Распределение внимания. При этом нарушении малышу сложно выполнять несколько задач одновременно.

  4. Избирательность внимания. Это умение сосредотачивать внимание на значимой деятельности, при этом не отвлекаясь на второстепенные стимулы. Если у ребенка проблемы с избирательностью, то он не доводит начатое до конца.

  5. Устойчивость внимания. Это свойство, проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте деятельности, не ослабляя внимания. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности. Именно данное нарушение является предпосылками к затруднению  мыслительной деятельности.

  6. Переключаемость внимания. При нарушении этого свойства малыш с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, ребенок слишком медленно переключается. 

girllearning.jpg

Причины рассеянного внимания

  • физическое и умственное переутомление;

  • проблемы с дыханием, вызванные аденоидами или частыми простудами;

  • гиперактивность;

  • нарушение режима сна и отдыха;

  • ослабление нервной системы;

  • эмоциональная перегрузка впечатлениями как положительными, так и отрицательными;

  • ухудшение состояния здоровья;

  • наличие переживаний и эмоциональных травм.

Что такое память

Память-это познавательная способность накопления, сохранения и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника носит непроизвольный характер, запоминает ребенок независимо от своей воли и сознания, но в то же время запоминает охотнее то, что ему наиболее интересно. Развитие же произвольной памяти ребенка происходит тогда, когда его побуждают к сознательному воспроизведению своего опыта при пересказе, сочинении сказок, заучивании стихов, в игре, т.е. когда ребенку конкретно ставят цель-”Запомни”, или “Вспомни”. 

ubcW5U4u3oI.jpg

Различают несколько видов памяти:

По характеру психической активности:

  • наглядно образная. Она способствует хорошему запоминанию лиц, предметов, цветов, звуков;

  • словесно-логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух;

  • двигательная (или моторная), при которой запоминаются движения, эмоции, чувства и события.

По характеру целей деятельности:

  • произвольная. Когда необходимо, что-то запомнить и сам процесс требует от ребенка усилий;

  • непроизвольная. Когда не стоит задача запоминания, процесс происходит сам собой.

По продолжительности сохранения материала:

  • долговременная;

  • кратковременная;

  • оперативная.

В целом память ребенка развивается постепенно. Годовалый малыш помнит лишь то, что случилось несколько дней назад. Ребенок трех лет может вспомнить то, что происходило несколько месяцев назад. Воспоминания, полученные в 4-5 -летнем возрасте могут сохраняться всю оставшуюся жизнь.

Постоянное улучшение памяти и внимания развивает мыслительную деятельность ребенка. Совершенствуя память и внимания мы учим детей обобщать, анализировать, классифицировать, сравнивать предметы, находить в них сходства и различия.

Как развить память и внимание малыша

  1. Во-первых, запоминается лучше и быстрее то, что наиболее интересно. Поэтому используйте яркие картинки, ролики из интернета, красочные фото.

  2. Во-вторых, хорошо развивает память ребенка чтение ему книг родителями. Возьмите себе за правило регулярно читать своему малышу.

  3. Прекрасно тренирует память ребенка, заучивание наизусть стихов.

  4. Необходимо научить малыша строить ассоциации, делать это можно уже с 2-3-х лет.

  5. Хорошо стимулирует и память и внимание-упражнение “Расскажи, что изображено”. Малышу дают разглядеть то, что изображено на картинке, а затем просят описать увиденное.

  6. Необходимо ограждать малыша от стрессовых ситуаций, т.к. стресс плохо сказывается на внимании ребенка.

naskolko-rebenok-doveryayet-vam-03.jpg

Упражнения и игры для развития памяти и внимания

  1. Самое доступное и очень действенное упражнение-это найди на картинке отличия. Также, используя картинки можно находить пары одинаковых предметов, либо находить лишний предмет в ряду, либо дополнять логический ряд недостающим предметом.

  2. Можно предложить ребенку интересную игру-”Пропажа”. Ее суть заключается в том, что на столе раскладывают пять предметов. Затем ребенку предлагают отвернуться, и убирают один. Далее малыш должен вспомнить какого предмета не хватает.

  3. Хорошо развивает двигательную память следующее упражнение-ребенку завязывают глаза и просят сделать несколько простых упражнений, например, 2 наклона, 2 приседания. Затем глаза развязывают, и ребенок выполняет упражнения без повязки.

  4. Для развития словесно-логической памяти, при которой информация запоминается на слух-ребенку называют вслух несколько слов и просят, чтобы малыш их запомнил и повторил. Начинают с 3-4-х слов и доводят до 10.

  5. Хорошая игра на концентрацию и распределение внимания называется “Найди лишнее”. Ребенку читают стихотворения и просят его хлопать в ладоши когда он слышит лишние слова. Например:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. Где макароны-это лишнее слово.

     6. Элементарное, но очень эффективное упражнение “Повтори ритм”, где малышу необходимо повторить простой отхлопанный Вами ритм ладошками.

     7. Прекрасно расширяет внимание игра под названием “Три задания”. Малышу подряд озвучивают три задания, которые он должен выполнить именно в той последовательности, в которой их озвучили. Например, 

  • назови какое-нибудь животное;

  • подпрыгни на одной ноге;

  • похлопай в ладоши. Далее количество заданий увеличивают до 4-5.

Подводя итоги, хочется добавить, что существует немало увлекательных упражнений и игр для развития памяти и внимания у детей. Найти, которые в век интернета довольно легко. Необходимо просто взять за привычку регулярно заниматься с малышом, хотя бы несколько минут в день. 

img0.jpg