Развитие памяти: что важно знать родителям дошкольника

Развитие памяти и внимания должно начинаться еще задолго до поступления ребенка в первый класс. Дошкольный период – это как раз то время, когда происходит бурное развитие высших психических функций.

Способность запоминать позволяет ребенку накапливать опыт, что является необходимым условием для формирования речи, мышления и восприятия. Не менее важны для правильного развития и обучения ребенка внимание, которое позволяет ему сосредотачиваться даже на неинтересных заданиях.

Задача родителей - научить ребенка пользоваться этими важными инструментами своего разума для успешного обучения в школе.

pexels-photo-160191-e1493139966348.jpeg

Память дошкольника

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Особенность памяти дошколят заключается в том, что ребята еще не ставят перед собой цель что-то запомнить. Память дошкольника носит механический характер, дети способны все схватывать на лету, при этом не используя средства запоминания и осмысливания. Именно поэтому, дети до 7 лет больше запоминают яркие и эмоциональные сюжеты, картинки, ситуации. Эту особенность и должны использовать взрослые в процессе развития памяти своих ребятишек.

У дошкольников развита непроизвольная память, задача взрослых – учить детей произвольному запоминанию, учитывая при этом детскую неусидчивость и отсутствие внимания. Очень важно понимать, что без развития концентрации внимания сложно развивать и память. Если ребенок не может на чем-то сосредоточиться, то сложно говорить о качестве запоминания.

Также дети младшего дошкольного возраста плохо воспринимают информацию на слух, поэтому всю информацию, преподносимую малышу для запоминания нужно подкреплять зрительными образами. Несмотря на преобладание непроизвольного запоминания, дети способны усваивать большие объемы информации. Именно поэтому дети дошкольного возраста легко запоминают иностранные слова, что облегчает усвоение языка в будущем.

Развивать память детей необходимо, это позволит ребенку в будущем легко усваивать новую информацию, бегло читать, успешно учиться в школе.

yourspeechru_433.jpg

Особенности развития памяти дошкольников:

  • Преобладание непроизвольной образной памяти;
  • Память уже приобретает интеллектуальный характер;
  • Словесно-смысловое запоминание расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
  • Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в умственную деятельность.

Как правильно развивать память у дошкольника

Ресурсы памяти безграничны, ее просто необходимо правильно развивать от рождения до самой старости. Давайте рассмотрим, в каком возрастном периоде какой вид памяти необходимо развивать.

В первые дни жизни у ребенка активно развивается эмоциональный вид памяти. В это время малыш знакомиться с окружающими. Позже присоединяется образный вид памяти, когда ребенок запоминает образы и лица. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается двигательная память. Поэтому, отдавая дошкольника на спортивные секции, например, танцы, вы добьетесь хороших результатов. Вы наблюдали, как дети, в активной игровой деятельности стараются придерживаться определенных правил и следят, что бы их придерживались и другие участники игры. Это тоже свидетельствует о высоком уровне развития двигательной памяти. Особую роль в развитии памяти дошкольников играет освоение речи и обогащение словарного запаса. К трем годам у ребенка формируется словесно-логическая память.

После 5 лет малышу уже можно давать задачу запомнить что-то конкретное. С этого момента у ребенка начинает постепенно развиваться произвольная память. Усилием воли малыш концентрирует внимание на объекте и старается запомнить информацию о нем. Самостоятельно изобрести удобные для себя приемы и способы запоминания дети до 6 лет не могут. Это должны сделать взрослые и научить этим приемам ребенка. При развитии памяти обязательно следует учитывать уровень внимания дошкольника, состояние слухового и зрительного восприятия, речи. В возрасте от 4 до 6 лет высшие психические функции интенсивно развиваются, благодаря чему интеллектуальное развитие ребенка выходит на новый уровень. Уже с 5-6 лет следует активно тренировать долговременную память, именно этот вид памяти будет необходим ребенку в дальнейшей учебе в школе.

dadi-ve-cocuk2-1000x504.jpg

Тренировка памяти

Основная задача в дошкольный период – это научить ребенка осознанному запоминанию. Это очень важно для будущего, в частности, для успешного обучения его в школе. Добиться развития памяти не так-то сложно, как кажется на первый взгляд. Важно создать малышу комфортные условия, чтобы малыш не испытывал негативные эмоции в процессе тренировки. Учитывая интересы малыша, легко выбрать тот или иной способ тренировки психической функции, благо существует множество методик и техник для развития. Основное правило при построении занятий и подбора упражнений на развитие памяти заключается в том, что процесс обучения должен проходит в форме игры и развлечений. При этом на упражнения уходит немного времени, а эффективность от таких тренировок очень высока.

Существуют основные правила успешного развития произвольного запоминания у дошкольников:

  • Предложенные ребенку игры и упражнения на развитие памяти должны обязательно вызывать у ребенка эмоции и чувства. Ведь эмоционально окрашенная информация более эффективно запоминается в этом возрасте.
  • Весь материал, предложенный для запоминания ребенку, нужно тщательно структурировать. В нем должны обязательно присутствовать логические связи, причем довольно простые для восприятия.
  • Малыш должен понимать, для чего ему необходимо запоминать тот или иной материал, у него должна быть весомая мотивация. Объясняйте ребенку, как конкретный материал и знания пригодятся ребенку в будущем.
  • Для того, чтобы у дошкольника активно формировалось логическое запоминание, уделите серьезное внимание развитию ассоциативного мышления. Тогда малышу будет легко устанавливать связь между различной информацией и объектами по определенным параметрам.
  • Систематично проверяйте усвоенный ребенком материал.

Помните интересные упражнения из детства, когда нужно найти сходства и различия между картинками, предметами? Так вот, эти задания также направлены не только на развитие внимания, но и памяти. Каким образом? Прося малыша найти и объяснить сходства и различия, объяснить построенные им связи, вы тем самым учите его запоминать, используя метод ассоциаций.

Также на эффективность развития памяти большое влияние оказывает:

  • Питание. Необходимо употреблять достаточное количество белковой пищи, фруктов и овощей, минералов и витаминов.
  • Не переутомлять ребенка занятиями. Уделять достаточное внимание прогулкам на свежем воздухе и физическим упражнениям, что способствует налаживанию кровоснабжения мозга и служит профилактикой кислородного голодания.
  • Соблюдение режима дня и здоровый сон.

0FpT77UBG-4-1280x640.jpg

Упражнения на развитие памяти старшими дошкольниками

Задания для ребят направлены на развитие произвольного запоминания, дошкольники запоминают информацию усилием воли. При этом не забывайте, что упражнения и игры должны вызывать у ребенка интерес, а не превращаться в тягостное занятие.

  • «Собираем чемодан». Согласно правилам упражнения дети постепенно в определенной последовательности нанизывают на фразу слова: «Я собираюсь на море и кладу в чемодан панаму, очки, книгу, …» При этом побеждает тот ребенок, кто запомнит самую большую цепочку слов.
  •  «Ассоциация». Это упражнение учит детей запоминать сложный материал методом ассоциаций. Суть упражнения заключается в следующем: ребенок должен найти ассоциативное слово к каждому главному слову. Например, дождь-зонт, конфета – праздник и т.д.
  • «Повторение фраз». В этом упражнении активно задействовано образное и ассоциативное мышление. Взрослый предлагает ребенку запоминать фразы: «Бабушка вяжет шарф, котенок катает клубок, мама варит борщ». Ребенок должен повторить фразы, желательно в той же последовательности. Если у дошкольника возникают трудности с запоминанием, ему предлагают оформить в рисунке каждую фразу.
  • «Назови пару». Ребенку предлагают пары слов, связанных между собой по смыслу. Например, ремонт-мусор, море-чайка, колодец-ведро и т.д. После прочтения нескольких таких пар слов предложите ребенку называть второе слово из каждой пары. Например, ремонт -…., море-….Чем старше возраст, тем больше пар слов предлагайте для запоминания.
  • «Что пропало?». Расположите на столе различные предметы и игрушки. Дайте малышу в течение некоторого времени запомнить последовательность их расположения и особенность. После этого отверните малыша и измените порядок на столе, можно пару предметов совсем убрать из обзора. Ребенок должен вспомнить прежнее расположение и вернуть все на свои места. Чем старше малыш, тем сложнее должно быть задание.
  • «Вспомни, что было». Попросите ребенка вспомнить и рассказать вам в подробностях, что было вчера после садика, вечером, утром. Рассказ должен быть максимально подробным.
  • «Дорога к дому». Очень интересное упражнение, которое любят дети всех возрастов. Когда вы с ребенком ушли довольно далеко от дома, попросите его отвести вас назад по той же дороге. Обращайте его внимание на вывески магазинов, дорожные знаки, дома, киоски и другие мелочи, которые могут быть полезными при поиске обратной дороги. Так ребенок поймет, как запоминать необходимую информацию и на что обращать внимание.
  • Учите ребенка пересказывать прочитанное или просмотренное им произведение.
  • «Вспомни и нарисуй». Упражнение очень увлекательное и его с радостью выполняют и младшие, и старшие дошкольники. Покажите малышу картинку. Сложность картинки зависит от возраста ребенка. Попросите его изучить и запомнить все детали рисунка. Затем уберите картинку и дайте дошкольнику задание зарисовать все, что он помнит с максимальной точностью воспроизведения.

2807069.jpg

Заключение

Память ребенка постоянно совершенствуется. Механическое непроизвольное запоминание в процессе развития ребенка становится осознанным. Увеличивается и объем памяти, что необходимо для успешного обучения в школе. Умение малыша запоминать очень зависит от того, сколько внимания ему уделяют родители. Нет необходимости перегружать малыша постоянными заданиями и упражнениями, сделайте процесс развития высших психических функций максимально интересным и ненавязчивым. Играйте с дошкольником в развивающие игры, учите интересные стишки и песни, рисуйте по памяти и рассказывайте малышу больше новой и интересной информации.