Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей

В возрасте от 1,5 до 3 - х лет для детей большую роль играет развитие мелкой моторики. Существует следующая закономерность - если развитие движений пальцев отстает, то хромает и речевое развитие, даже если развитие общей моторики в норме или выше нормы. В настоящее время речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально - органического генеза, проявляющийся в речевых, психологических и неврологических симптомах. У малышей с такой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, восприятия и внимания. Двигательные нарушения характеризуются общей моторной неловкостью, мышечной дистонией и недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры.

Проблема развития речи у детей существовала всегда, но в настоящее время наблюдается увеличение числа детей с общим моторным отставанием. Это связано с тем, что еще 20 лет назад людям приходилось больше работать руками: стирать, мыть посуду, перебирать крупу, вязать, шить. Многие могут вспомнить как всей семьей лепили пельмени. Сейчас же в квартире очень много разных бытовых приборов, а крупу в пакетиках для варки, как и пельмени можно купить в любом магазине. 

799_original.jpg

Что дает развитие мелкой моторики

Работа по развитию мелкой моторики оказывает благотворное влияние не только на функции речи, но и на психологическое развитие ребенка. Это связано с тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью, что дает возможность через тренировку тонких движений пальцев рук влиять на развитие речи.

Если Вы заметили у ребенка проблемы в речевом развитии, то необходимо обратится к специалистам, таким как:

  • педиатр;

  • невролог;

  • логопед;

  • отоларинголог.

Специалист поставит диагноз и выберет тактику лечения, среди которой обязательно будут занятия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Даже тем малышам, у которых все в порядке с речевым развитием будут полезны подобные занятия. Мелкая моторика рук развивает не только речь, она также благотворно влияет на:

  • мышление и логику;

  • воображение и наблюдательность;

  • координацию и ловкость;

  • скорость реакции и внимание;

  • двигательную и зрительную память.

  • maxresdefault (2).jpg

Когда начинать развивать мелкую моторику 

Специалисты советуют начинать развитие мелкой моторики с 8 месяцев. Конечно и раньше нужно давать малышу различные предметы, а некоторые специалисты и вообще отвечают на этот вопрос, что с рождения. Но именно с 8 месяцев начинает активно развиваться мелкая моторика.

С рождения же нужно обязательно делать легкий массаж ладошек и пальчиков, сначала, в виде поглаживания, затем присоединяют слабое растирание и массирование. С 4- х месяцев развивают хватательный рефлекс, учат младенца держать предметы. Очень полезно использовать ребристые и колючие мячики, нужно давать ребенку рвать бумагу, мять ее.

Способы развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Чтобы такая работа была эффективной необходимо проводить ее:

  • систематически и постоянно;

  • упражнения должны соответствовать возрастным требованиям;

  • работа должна соответствовать уровню общемоторного и психического развития ребенка;

  • все упражнения должны приносить малышу радость.

Условно все занятия можно разделить на следующие группы:

1. Пальчиковые игры. Это инсценировка каких либо историй, сказок, с помощью пальцев. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - животных, людей, предметы, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, копируя движения взрослых, активизируют моторику рук. Начинать можно с самых простых - “Ладушки”, “Сорока-Ворона”, “Идет коза рогатая”. Затем можно устраивать целые спектакли используя героев, которые одеваются на пальцы. Благо сейчас рынок предлагает большое разнообразие пальчиковых театров, включая традиционных матрешек уменьшенного размера, которые одеваются на пальцы.

    5d3b865e06396.png
2. Лепка и рисование. Работа с такими материалами как пластилин, глина и тесто прекрасно развивает мелкую моторику и воображение. Помимо того, что из этих материалов можно лепить различные предметы, цифры, буквы и фигурки, можно еще оклеивать пластилином стеклянные бутылки, вазы, кувшины. Можно оставлять свои отпечатки рук и ног на глине, тесте или пластилине, а также вдавливать монетки, пуговицы, небольшие игрушки.

Рисование также полезно для развития мелкой моторики. Кроме этого художественные занятия также способствует развитию наблюдательности, точности зрения, воображению, четкой координации между рукой и глазом, т.к. во время рисования задействованы оба полушария мозга. 

Крайне полезно раскрашивать рисунки внутри контура. Это развивает моторно-зрительную координацию и двигательные навыки.

muovailuvaha.jpg

    3. Игры с небольшими  предметами. Играть можно с небольшими  камешками, бусинками, пуговицами, крупой. Такие занятия развивают тонкую моторику, оздоравливают и тонизируют организм. К таким занятиям относят:

  • сортировка мелких предметов по форме, цвету и размеру;

  • складывание (например в банку) фасоли, гороха, пуговиц, мелких камушков,

  • рисунки из крупы: можно наклеивать на картон горох или фасоль в виде различных фигур.

  • Podelki-iz-krupy-1.jpg

    4. Упражнения с применением дополнительных предметов. Помимо развития тонкой моторики, взаимодействие с различными предметами способствует развитию пространственного воображения. Можно выделить такие предметы:
  • мозаика и пазлы, идеально-если мозаика будет с разными шляпками;

  • счеты;

  • нитки: простыми нитками можно просто обматывать предметы. Кроме того, сейчас в магазинах продается очень много различных наборов, где нужно продеть через предмет специальную нить или шнурок;

  • болты и гайки: смысл игры очень прост-нужно просто накрутить гайки на болты;

  • прищепки: можно просто цеплять прищепки за веревку или сушилку, а можно усложнить задачу и цеплять прищепки на определенные карточки. Например: Вы говорите, что нужно найти изображение медведя и повесить эту карточку на веревку;

  • разноцветные скрепки и цветная бумага: необходимо скреплять листочки одного цвета скрепкой такого же цвета. 

motorika6.jpeg

Конечно же это далеко не полный список игр и занятий, которые можно проводить с малышами. Можно клеить аппликации, вырезать из бумаги, играть со специальными  развивающими кубами, собирать матрешку, пирамидку и конструктор. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать ботинки, заплетать косички. Приобщайте к домашнему труду. Будет очень полезно - разложить игрушки по контейнерам, протереть тряпкой стол, слепить котлетку или пирожок. Все эти занятия поспособствуют развитию тонкой моторики, а значит и становлению речевой функции.

lori-0004559516-bigwww.jpg