Раннее развитие ребенка: вред или польза?

Сегодня молодые мамы все чаще сталкиваются с множеством вопросов и противоречий, касающихся здоровья, развития и воспитания малыша. В современном мире передовых технологий от наших детей требуется довольно большой набор знаний, умений и навыков уже на раннем этапе их развития. Молодые родители хватаются за голову и боятся упустить ценное время в обучении и развитии своего чада.

В основе раннего развития детей лежит здравая идея вырастить из своего малыша умного, перспективного, успешного человека. Еще недавно раннее развитие было не просто модным направлением, а приобрело стихийный характер, развитием детей, только что оторвавшихся от груди матери, увлекались повсеместно.

rannee_razvitije_1.jpg

Сегодня все чаще стали говорить о вреде столь раннего обучения детей. Возникающая проблема перенагрузки годовалых детей от различной развивающей деятельности стала волновать все большее количество родителей и психологов. О том, как и чему правильно учить малышей и как не навредить ранним развитием, мы расскажем в нашей статье.

Что такое раннее развитие детей?

Каждый родитель желает дать своему малышу только самое лучшее. Поэтому, родители прилагают недюжинные усилия для развития своего чада. Глобальные масштабы методика раннего развития приобрела благодаря молодым неработающим мамочкам с нереализованными амбициями, которые пытались помочь в дальнейшем своему малышу, когда на него свалится огромная нагрузка по письму, чтению, счету.

Но развитие развитию рознь. Ведя разговор о раннем развитии детей, мы имеем ввиду активное развитие способностей ребенка от рождения до 3-4-х летнего возраста, поскольку именно в этот период формируется интеллектуальные способности малыша. Основной целью раннего развития ребенка становится расширение его информационного пространства, стимулирование интереса ребенка к познанию нового, получение им знаний об окружающем мире и развитие его творческих способностей. В результате этого малыш вырастает гармоничной самодостаточной личностью.

Исследования ученых доказали, что еще не родившийся ребенок способен воспринимать и запоминать информацию. Особенностью новорожденных является то, что органы зрения и слуха опережают развитие рук. И в это время развитие ребенка с помощью карточек Домана, кубиков Зайцева, доски Сегена, лепки, рисования, игрушек и прочего приносит пользу в познании дитем окружающего мира. Благодаря правильно организованным занятиям развитие ребенка будет более ранним и полноценным.

Таким образом, основная задача родителей – создать малышу все необходимые условия для развития и не ограничивать его в экспериментальной деятельности и в познании нового для него мира.

Не наделать ошибок в применении методик раннего развития детей поможет только здравая логика, мера и кропотливое изучение результатов многочисленных научных исследований.

Методика-раннего-развития-ребенка-Никитиных.jpg

Вред раннего развития детей

Очень часто родители путают понятия «раннего развития» детей с «ранним обучением». Если в первом случае родители создают условия, стимулирующие познавательный интерес детей, то во втором случае вся деятельность родителей направлена на приобретение ребенком знаний и умений выполнять определенные виды деятельности. Малышей при этой методике обучают цифрам, буквам, учат счету и чтению.

Поскольку родители путают эти понятия, то мы уточним, что далее речь пойдет о пользе раннего развития и вреде раннего обучения детей.

Вред раннего обучения детей

Первое, что должны для себя понять родители, что существуют нейрофизиологические законы развития мозга, которые не нужно игнорировать. В каждой возрастной категории энергетический потенциал мозга свой. И если мы несвоевременно развиваем какую-то психическую функцию, возникает дефицит там, куда эта энергия должна была бы быть направлена согласно возрасту.

У малышей от 1 до 3 лет активно развивается эмоциональная и сенсомоторная сфера. Игнорируя природу и приступая в этом возрасте к несвоевременному обучению письму, счету и чтению, вы лишаете ребенка возможности полноценного эмоционального развития. Все это в будущем может вылиться в энурез и всевозможные страхи.

Rannee_razvitie_detey_4.jpg

Итак, раннее обучение ребенка несет в себе много опасных моментов:

  • Перегрузка центральной нервной системы. Психические перенапряжения в результате несвоевременного обучения приводят к следующим проблемам: нарушение сна, тики, заикания, эндокринные нарушения, энурез и прочие проблемы со здоровьем малыша.
  • Нарушения воздействия на мозговые центры приводит к нарушению нормального гармоничного развития ребенка.
  • Снижение «пластичности» мозга. Раннее обучение буквам и цифрам, решение несоответствующих возрасту задач приводит к задействованию нейронных цепей, которые уже доступны. При нормальных условиях нейронные связи, отвечающие за обработку новой информации, меняются в процессе взросления ребенка. Несвоевременное обучение не дает в дальнейшем менять уже сложившиеся нейронные связи на более эффективные, в результате чего происходит, напротив, торможение интеллектуального развития ребенка.
  • Раннее обучение приводит к функциональной несформированности лобных отделов мозга, проявляющейся в равнодушии ребенка к учебе в будущем, медлительности и вялости на занятиях. Таким детям в школьные годы сложно сосредоточится на учебе, их речь не отличается развернутостью. Про таких ребят говорят: «Может учиться, но не хочет».
  • Низкая самооценка и, как следствие, нежелание познавать что-то новое. Если родители с самого раннего детства сравнивают ребенка с другими малышами, предъявляют ему завышенные требования, проблем с самооценкой не избежать.
  • Отсутствие нестандартного мышления и слабое развитие самостоятельности. Если с рождения малыша обучали чтению и письму, не уделяя при этом должного внимания его самостоятельной исследовательской деятельности, то велика вероятность вырастить безыдейного и нерешительного ребенка.
  • Кроме того, образы букв, которым учат ребенку в самом раннем возрасте, надолго останутся обычными рисунками, а не символами обозначающими определенный звук. В результате этого у ребенка затягивается обучение беглому чтению.

Важно понимать, что для детей в возрасте до 4 лет наибольшую пользу приносит двигательная активность и всевозможные игры, нежели раннее обучение чтению и счету. Информационное и энергетическое обкрадывание негативно сказывается на статусе процессов, которые развиваются в данный момент времени. Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощает» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования, в результате чего в будущем у малыша формируется различного рода эмоционально-личностные девиации, проблемы со здоровьем, дизартрии и прочее. Нездоровое желание родителей перегнать всех детей в развитии приводит к нарушению законов природы и к различным нарушениям в развитии малыша.

slide1.png

Польза раннего развития ребенка

Нельзя говорить только о вреде раннего развития детей. Как известно, дети начинают впитывать в себя информацию сразу после появления на свет. Недостаточная стимуляция мозга малыша грозит практически необратимыми последствиями. Однако нужно понимать, что речь идет лишь о создании для ребенка благоприятной среды для самостоятельного познания им окружающего мира.

  • Благодаря использованию новых игрушек, дидактического материала родители создают подходящую развивающую среду и поощряют исследовательскую свободу малыша. Это особенно важно в рамках городской жизни, когда кроме кирпичных стен домов и дорог малыш не видит ничего другого из нашего прекрасного мира. Карточки позволяют ему «путешествовать» и вносят в его жизнь разнообразие.
  • Согласно исследованиям, до 80% нейронных связей в мозге человека формируются в возрасте до 3 лет. В раннем детстве ребенок все схватывает «на лету». Поэтому, давая ребенку адекватную его возрасту нагрузку на все органы чувств, вы тем самым способствуете его тренировке без напряжения.
  • Несомненным плюсом является совместное проведение времени. Взаимодействие родителей с ребенком во время игр и развивающих занятий, постоянные разговоры с малышом необходимы для его правильного психического развития.
  • Раннее развитие приучает малышей к занятиям и развивает у них интерес к окружающему. Короткие интересные занятия постепенно приучают малыша к усидчивости.
  • Только правильное и последовательное раннее развитие способствует «пластичности мозга», количество взаимосвязей между нейронами увеличивается. В будущем у ребенка будут лучше развиты такие навыки, как самоконтроль, самоанализ. У таких детей формируется более высокая психологическая устойчивость.
  • Ранние занятия с малышом помогут вам выявить его таланты и склонность к тем или иным вещам.

Основная задача родителей при занятиях с маленькими детьми – это стимулировать их естественное психическое развитие.

Методик раннего развития множество, и порой сложно выбрать из них какую-то определенную. Важно не то, какую именно методику вы выберете, а то, насколько она будет интересна ребенку. Подберите для своего малыша средства, которые ему нравятся, и процесс развития пойдет сам собой. Ведь основной движущей силой развития малыша является его искренний интерес к занятию или игре.

content_otstante_ot_detey_neyropsiholog_o_vrede_rannego_razvitiya__econet_ru.jpg

Правила, помогающие не допускать ошибок при раннем развитии ребенка:

  • Создайте для малыша оптимальную развивающую среду;
  • Не перегружайте малыша во время игр и занятий;
  • Подстраивайтесь под ребенка. Упрощайте занятия, если вашему крохе они даются с трудом;
  • Больше проводите времени вместе, беседуйте и обсуждайте все, что происходит с вами и вокруг вас;
  • Не стоит заставлять ребенка заниматься, когда он не здоров, у него нет настроения или желания;
  • Не нужно быть с ребенком слишком строгими и категоричными, оставляйте право выбора времени и деятельности за малышом;
  • Сделайте из занятий интересное событие или игру, разнообразьте методические пособия;
  • Позвольте ребенку проявлять свою самостоятельность и исследовательскую деятельность;
  • Не ограничивайте его в действиях;
  • Часто хвалите малыша за его интерес к новому, за успехи в познании окружающего мира.

Помните, что основной целью раннего развитие малыша является не получение им знаний в одной конкретной области, а всестороннее и гармоничное его развитие. Только ваша любовь, понимание потребностей и интересов ребенка способствует его правильному развитию без ущерба для психики и здоровья.