Психолог в детском саду

На законодательном уровне каждая школа или детский сад не обязаны иметь в своем штате психолога. К тому же образовательные учреждения финансируются из регионального и муниципального бюджетов, которые обычно очень скудны. Тем не менее, по современным стандартам, в каждом детском саду или школе желательно иметь в штате педагога-психолога. В 2018 году Минобрнауки утвердило концепцию развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025-го.

Кто же такой педагог - психолог в детском саду

Детский педагог - психолог - это специалист узкого профиля, который работает  с детьми, не имеющими отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, не выписывает рецепты. Это не медицинская специальность. Этого специалиста не нужно путать с невропатологом или психиатром, или с любым другим врачом. Он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.

Деятельность педагога-психолога затрагивает психофизиологические процессы, к которым относятся:

  • мышление;

  • речь;

  • память;

  • воображение;

  • восприятие.

konsultacii-psihologa-dlya-roditelej-v-detskom-sadu.jpg

Чем занимается педагог - психолог в детском саду

  1. Помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Причем как детям, так и родителям. Малыши первый раз оказываются без родителей в новом месте, поэтому испытывают сильнейший стресс. Родители тоже зачастую теряются при виде плачущего навзрыд ребенка и не знают как себя вести в такой ситуации. Здесь очень кстати оказывается помощь психолога.

  2. Следит за правильным интеллектуальным развитием детей согласно возрастным нормам. Психолог регулярно проверяет у детей логическое мышление, память, насколько длительна концентрация внимания и способность к переключению. Педагог - психолог замечает малейшие отклонения и проводит коррекцию.

  3. Следит и при необходимости корректирует навыки коммуникации ребят. Специалист в игровой форме контролирует общение детей между собой, тем самым формируя необходимые умения.  Помощь психолога бывает очень эффективна если ребенок замкнут, робок, или же наоборот агрессивен, гиперактивен, или постоянно требует к себе внимание. Специалист скорректирует поведение в максимально комфортной форме. 

В более серьезных случаях, например при разводе, алкоголизме или смерти одного из родителей, если ситуация того потребует, психолог может подключить и других специалистов. Например, соцработника, психоневролога, или даже психиатра.

banners.jpg

    4. Регулярно проводит психологическое тестирование и диагностику. Специалист диагностирует психологическое развитие ребенка соответственно возрастной норме. Для диагностики используются игры и творчество. Например, дается задание - нарисовать или придумать рассказ.

    5. Совместно с другими специалистами помогает ребенку подготовится к школе. Психологическая готовность к школе не менее важна, как и интеллектуальная. 

    6. Работа с родителями.  Хороший специалист обязательно работает с родителями. Участвует в родительских собраниях, индивидуально консультирует, проводит семинары и беседы.

    7. Работа с педколлективом. Педагог - психолог должен обязательно участвовать в педсоветах и жизни коллектива.

Занятия проводятся в групповой форме, индивидуально или совместно для детей и родителей. Групповые занятия направлены на воспитание чувства коллектива и обогащение опыта общения.

Индивидуальные занятия направлены на коррекцию линии поведения. Например, когда ребенок дерется или кусается.

Совместные занятия ребенка и родителей построены на решении проблемных ситуаций в детско-родительских отношениях.

Приемы, которыми пользуются психологи тоже могут быть разными.

detsad-1133194-1549436862.jpg

Психологические приемы, которыми пользуются психологи

  1. Игровые приемы. Игры являются мощными педагогическими приемами в работе с детьми. Игры используются для снятия эмоционального напряжения, для нейтрализации агрессивности, для обучения действенным способам общения, для проживания эмоциональных состояний, для погашения конфликтности и др.
  2. Наглядные приемы. Здесь используются картинки, игрушки, мультфильмы и видеоролики. У детей дошкольного возраста зрительный канал является самым информативным, поэтому наглядные приемы очень эффективны. Здесь также используется такой прием как демонстрация. Суть его в том, что психолог лично показывает своим примером как надо было поступить в той или иной ситуации.

  3. Речевые приемы. Широко используются стихотворения, в том числе шуточные, объяснения, загадки.

Отдельно хотелось бы выделить сказки, т.к. сказкотерапия это вообще отдельная ветвь психологии. С помощью сказок можно скорректировать проблемы личностного развития ребенка, убрать страхи, нервозность, конфликтность.

Также хороший психологический эффект оказывает беседа. Это еще один речевой прием. Форма диалога позволяет обсуждать те или иные ситуации, соглашаться или не соглашаться с чужой точкой зрения. Научиться высказывать свои мысли логично и четко. Беседа используется и в общении с родителями.

Хорошее влияние также оказывает чтение и обсуждение прочитанного. Здесь дети также учатся высказывать свое мнение и давать оценку поведению героев книги.

   4. Практические приемы. Практические задания очень продуктивны в решении психологических проблем. К таким приемам  можно отнести различные поделки, аппликации, проекты, рисунки. Причем рисунки можно использовать и для оценки психологического состояния ребенка и для изображения различных героев.

Особенно из практических приемов хотелось бы выделить арт-терапию. Она объединяет игру и творчество. По другому этот прием еще называют лечение творчеством или исцеление искусством. Арт-терапия гармонизирует психологическое состояние, снимает тревожность, агрессивность, конфликтность, борется с различными стрессами и переживаниями.

image_5c46e1cdb37b52.01185922.jpg

Педагог - психолог с помощью различных приемов и практик может решить множество психологических проблем, начиная от болезненной адаптации ребенка и заканчивая различными страхами и фобиями, поэтому Вам очень повезло, если в вашем детском саду есть такой специалист.