Преступление и наказание в детском саду

Самое важное для любящего родителя – это знать, что его ребенок находится в безопасности и чувствует себя хорошо. Тема наказания детей в детском саду является наиболее волнительной для каждой мамы. Отдавая ребенка в сад, родители должны знать свои права и обязанности, а так же права и обязанности воспитателя. СМИ наполнены многочисленными скандалами, связанными с недопустимым обращением работников детских садов с воспитанниками. Это вызывает большое общественное возмущение, родители начинают предвзято и настороженно относиться ко всем воспитателям и другим пед.работникам, подозревают их в неправомерности действий, в нарушении прав ребенка.

Какова основная цель наказания, какие методы могут использовать воспитатели в своей работе, чтобы поставить «нерадивого» ребенка на место? За какие проступки воспитатель может применять дисциплинарные меры? Какие действия по защите детей должны предпринять родители, если обнаружили следы наказания на теле ребенка? Об этом и многом другом мы поговорим в нашей статье.


Всегда ли воспитатель не прав?

Если мы зададим вопрос родителям, следует ли наказывать ребенка в саду, то мнения разделяться: одни родители будут настаивать на том, что наказание малыша чужими людьми просто недопустимо. Вторая часть родителей сойдется на мнении, что за серьезные нарушения дисциплины ребенка необходимо наказывать.

Идеальных детей не бывает, все со своим характером, нравом, привычками. И когда все эти личности встречаются в одном коллективе, то получается хаос. Задача воспитателя - утихомирить группу и направить их энергию в правильное русло, сформировать у детей правильную модель поведения в обществе, не используя при этом насилия и не нарушая прав ребенка. Он должен уметь найти подход к каждому ребенку, но всегда ли это возможно?

Разве всегда родители могут договориться со своим ребенком, когда он закатывает истерику, или ужасно сильно просит купить ему в магазине что-либо? Сомневаюсь. А что делать воспитателю, если у нее в группе больше 20 детей, к каждому из которых нужно найти свой подход и успокоить. Поэтому стоит отнестись к педагогу снисходительно и позволить ей использовать те законные методы в воспитании и наказании детей, которые эффективны в конкретной ситуации.

Воспитатель должен помнить: наказание не должно вредить здоровью детей – ни физическому, ни психическому.

Тогда возникает вопрос, как воспитатель может воздействовать на ребенка, который нарушает дисциплину, срывает занятия, пытается нанести вред другим детям, если его поведение представляет угрозу для одногруппников. Ответ прост – все должно происходить в рамках закона и соблюдения прав ребенка.

Несмотря на то, что в Уголовном кодексе РФ отсутствует статья за наказание детей в дошкольном учреждении, есть смежная статья 156 УК РФ «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», а также статьи 115, 116, 117 за нанесение вреда здоровью. 


Первое, что должен сделать воспитатель – это выяснить ситуацию и причину «плохого» поступка ребенка. Исходя из этого, а также особенностей ребенка, применить соответствующее проступку наказание:

  • Замечание, оно должно быть сделано таким образом, чтобы дошло до сознания ребенка;
  • Просьба; 
  • Выговор;
  • Лишение малыша чего-то приятного. Воспитатель должен уметь найти подход к конкретному ребенку: для одного наказанием является спокойное сидение на стуле в течении 15 минут, для другого наказанием является трудотерапия, например, поливание растений в группе. При этом важно убедиться, что ребенок понял, за что его наказали и осознать неправильность своего поступка.
  • Лишение привилегий, например, на какое-то время отстранить ребенка от важного для него статуса, например, возглавлять линейку, быть старшим по группе и др. Нужно понимать, что лишать привилегий можно только на какой-то определенный промежуток времени, а не навсегда.
  • Метод самостоятельного исправления ошибки, проступка, например, намусорил - убери, сломал – сделай.

Грамотный педагог всегда найдет «ключик» к любому ребенку.

Все мы понимаем, что эти методы наказания применимы к детям, которые и так легко идут на контакт и достаточно понятливые.


А вот что воспитатель должен делать со «сложным» ребенком, который неуправляем, агрессивен и никакое вышеизложенное наказание не в силах повлиять на поведение малыша? Ответ прост, каким бы непослушным не был ребенок, какие бы «плохие» поступки он не совершал, воспитатель не имеет права наказывать его физически, а так же применять методы, унижающие достоинство ребенка, ущемляющие его права. В этом случае воспитатель должен воздействовать на малыша через родителей. Один важный момент – это единые требования взрослых (и родителей, и воспитателя) к такому «сложному» ребенку. Для начала педагог должен поговорить с родителями с целью выяснения установленных «границ дозволенного» в семье. И если мама с папой говорят о вседозволенности и в этом видят проявление своей любви к малышу, то воздействовать в первую очередь надо на родителей. Другая ситуация, когда родители наказывают ребенка дома только с применением физической силы. В этом случае ребенок не в силах воспринимать все остальные «педагогические» методы наказания, которые использует воспитатель. Малыш считает любое свое поведение в саду безнаказанным и умело этим пользуется.

Ребенок сможет поменять свое поведение в саду и начать реагировать на «законные» наказания воспитателя только в том случае, если родители его к этому приучат. Воспитателю следует дать рекомендации родителям по коррекции поведения ребенка, порекомендовать обратиться к детскому психологу. Так же и сам педагог может взять советы у психолога, как взаимодействовать с «проблемным» ребенком. В ином случае, воспитателю придется просто смириться с таким поведением дошкольника, либо продолжать «безуспешно» применять в отношении его педагогические наказания. 


Что делать, если вы заподозрили применение физического наказания в отношении вашего ребенка?

Увидев у своего ребенка синяки на руках, в голове сразу возникает вопрос, где он их мог получить. Если выясняется, что причиной всему воспитатель, который хватает и пытается таким образом утихомирить ребенка, усадить малыша на стул, то речь идет о применении физического насилия в отношении ребенка. Если вы сами стали свидетелем применения силы по отношению к вашему чаду в детском саду, если ребенок жалуется, что его физически наказывают: дают подзатыльники за проступки, шлепки по попе, когда балуется, то необходимо как можно быстрее отреагировать на данные ситуации и защитить своего ребенка.

Каждый родитель решает сам, как реагировать на такую ситуацию. Если вы считаете, что вашему отпрыску шлепок по попе от воспитателя не повредит, то можете закрыть глаза на такое поведение педагога. Если же вас такое положение вещей совсем не устраивает, первое, что вы должны сделать, это поговорит о случившемся с воспитателем, который такое практикует. При этом избегайте сразу обвинительного тона, постарайтесь не выводить разговор на конфликт. Донесите до педагога, что желаете, чтобы он изменил свои методы воспитания. Если после этого ситуация не изменится, то идем дальше. Лучше всего выяснить, страдают ли от подобного поведения воспитателя другие дети. Заручившись поддержкой остальных родителей, постарайтесь решить вопрос через администрацию садика. Так же можно обратиться в органы по защите прав детей. Если ситуация не решается, обращайтесь в суд.

Обнаружив на теле ребенка травмы, синяки, побои, как можно быстрее обращайтесь за медицинской помощью и зафиксируйте следы физического наказания. Справка, которую выдаст вам врач о наличии полученных травм - это важный документ для дальнейшего судебного разбирательства.

За избиение детей воспитателям грозит суровое наказание, даже если он повлек легкий вред здоровью ребенка:

  • Штраф до 40 тыс. руб.; 
  • Обязательные работы; 
  • Исправительные работы до 1 года;
  • Арест до 4 месяцев.

Если вы пригрозите педагогу привлечение его к уголовной ответственности, навряд ли он захочет применять дальше свои «непедагогичные» методы воспитания и наказания.


Как правильно наказывать ребенка?

Наказание – это важная составляющая часть воспитания, призванная скорректировать поведение детей, вызвать у них чувство вины и заставить задуматься над совершенным поступком. Чтобы оно принесло желаемый результат, не нанесло вред, не травмировала психику ребенка, наказывать надо уметь.

  • Никогда наказание не должно быть за счет любви. Нельзя наказывать, лишая ребенка заслуженных похвал и наград. 
  • Наказание всегда должно быть своевременным. Проступок-наказание. Чтобы ребенок в столь раннем возрасте понял, за что именно его наказывают, наказание не должно быть запоздалым. Иначе, забыв про свою выходку, малыш просто затаит на вас обиду и получит душевную травму.
  • Никогда не припоминайте ребенку старые наказания. Время идет, ребенок взрослеет, набирается опыта, и постоянное напоминание о проступках только тянет его назад.
  • Наказание никогда не должно быть унизительным, ребенок не должен воспринимать наказание как победу силы над его слабостью.
  • Правильно наказывать так, чтобы ребенок боялся не самого наказания, как метода лишения чего-то, а боялся вашего гнева. Он должен боялся вас расстроить. Это возможно только при уважении ко взрослому.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда его психика уязвима: во время или сразу после болезни, сразу после сна или когда ребенок сильно устал, например, перед сном. 
  • Прежде чем решить наказать ребенка, обязательно выясните истинный мотив такого поведения малыша. Возможно, поняв причину, вы поймете ребенка и передумаете его наказывать.
  • Во время наказания никогда не внушайте ребенку, что он плохой или лентяй. Ребенок воспринимает все буквально, и каждое ваше слово, как одежду, он надевает на себя и порой носит это на протяжении очень долгого времени.
  • Наказывая ребенка, вы должны оценивать только его поступки и действия, а не саму личность. Например, не нужно говорить «Ты глупый!». Лучше сказать: «Ты не подумал, когда совершал это». Не «Ты жестокий!», а «Ты поступил жестоко!». 
  • Чтобы наказание было осознано ребенком, оно должно быть адекватным проступку и справедливым.
  • Никогда не наказывайте ребенка, если у него что-то не получается, но он старается.

Заключение

Дети - не бесправные существа! Отношения «ребенок – воспитатель» регулируются законами РФ. Не бойтесь защищать своих детей, ведь вы - единственные их защитники.