Помогаем малышу адаптироваться к детскому саду

Детский сад – это волнительно и страшно, причем как для самих родителей, так и для малышей. Постоянные больничные, слезы малыша, нервные срывы - вот чего боятся молодые родители. Все эти тревоги вполне объяснимы, поскольку детский сад станет вторым домом для их ребенка на ближайшие несколько лет.

Подготавливая малыша к посещению детского сада первое, что беспокоит родителей - как помочь крохе безболезненно пройти этот период и влиться в новый социум. Именно от успешной адаптации во многом будет зависеть психическое и физическое здоровье ребенка.

 

Основные причины болезненного восприятия малышами детского сада:

  • Во-первых, ребенок вдруг, ни с того ни с сего, отрывается от мамы, и попадает в руки чужой тети, окруженной кучей других сорванцов; 
  • Меняется полностью режим и распорядок дня, к которому малыш привык дома;
  • Необходимость подчинения требованиям чужого взрослого, и здесь сильно не побалуешь;
  • Хочешь, не хочешь, необходимо общаться и взаимодействовать с другими детьми, самостоятельно отстаивать свои интересы; 
  • Малышу приходится привыкать к отсутствию внимания к его персоне и капризам.

Иначе говоря, жизнь малыша с этого момента меняется коренным образом, что неминуемо вызывает у ребенка стресс, который выражается в нарушении сна, снижении аппетита, регрессом в развитии (некоторые дети даже «разучаются» проситься в туалет, пользоваться ложкой). Часто это сопровождается агрессивным и неадекватным поведением малыша, снижением иммунитета. Последняя особенность наиболее сильно пугает родителей, поскольку именно поступление детей в детский сад сопровождается многочисленными больничными.

Важно: Родители должны понимать, рано или поздно этот период в жизни вашей семьи пройдет, а вместе с ним пройдут и эти проблемы. И то, насколько вы сами будете подготовлены к данному этапу жизни, и насколько грамотно вы сумеете подготовить своего малыша, будет зависеть длительность и степень выраженности адаптации.


Степени адаптации ребенка к садику.

  • Легкая адаптация. Таковой можно считать процесс «втягивания» в новые условия, длящийся всего 2-4 недели. Для малышей характерно быстрое привыкание к распорядку дня, они легко заходят в группу, отпуская родителей на «великие дела», первыми идут на контакт с ровесниками, смотрят в глаза педагогам и легко озвучивают просьбу о помощи, рассказывают родителям о своем пребывании в группе.
  • Средняя адаптация. Привыкание ребенка к новым условиям длиться примерно 1.5 месяца. При этом наблюдается снижение иммунитета и частые заболевания, ребенок сильно нервничает и тяжело расстается с матерью, плачет, однако в скором времени забывает о расставании и увлекается какой-нибудь игрой. Если адаптационный период проходит не тяжело, ребенок адекватно реагирует на все замечания воспитателя, участвует в жизни детского коллектива, конфликтует довольно редко.
  • Тяжелая адаптация. Длится она, как правило, от 2 месяцев до нескольких лет. К счастью, таких ребятишек немного и их легко можно увидеть в детском коллективе. Они очень тяжело расстаются с родителями и могут, не переставая, плакать весь свой «рабочий» день. Кто-то из них проявляет открытую агрессию к остальным членам детского коллектива и воспитателям, другие, напротив, уходят глубоко в себя и сидят отстраненно где-то в уголке, лишь бы их никто не трогал. Малыш отказывается от приема пищи, не желает ложиться в кровать во время сон часа. Порой эта дезадаптация настолько выражена, что родителям приходится забирать ребенка с дошкольного учреждения насовсем, чтобы не мучить малыша. Следует иметь ввиду, что таких ребятишек очень и очень мало. И часто совместная работа родителей с психологом и неврологом приносит положительные результаты в адаптационный процесс ребенка.

 

Прежде чем определиться, каким же образом мы можем помочь крохе пережить этот период максимально безболезненно, нужно определиться - от каких факторов зависит адаптация.

Факторы, влияющие на степень адаптации ребенка при поступлении в детский сад:

  • Возраст. Наиболее подходящий возраст определения ребенка в садик – это 3 года. Именно в этом возрасте малыш научается контактировать со сверстниками, что важно в детском саду, он становится более самостоятельным за счет снижения зависимости от матери.
  • Состояние здоровья. Часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями (например, с астмой и диабетом) адаптируются к новым детсадовским условиям труднее, поскольку они привыкли к повышенной опеке со стороны родителей, а значит, и связь с мамой у них крепче. 
  • Уровень психологического развития малыша. В группу риска попадают детки как с задержкой психологического развития, так и одаренные малыши. Проще всего адаптируются дети со среднем уровнем развития. 
  • Уровень социализации. Важно понимать, что легче всего адаптируются к новым условиям и коллективу дети, чей круг общения не ограничивается бабушками и родителями. Напротив, слабое развитие коммуникационных навыков и отсутствие способности решать детские конфликты способствуют формированию у крох повышенной тревожности, стресса и, как результат, отсутствие желания посещать детский садик.

 

Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

Первое и самое важно, что должен сделать любящий родитель - начать адаптировать ребенка к социуму еще задолго до поступления малыша в стены дошкольного учреждения.

  • В идеале, необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. Можно оставлять малыша на пару дней у бабушек, где он сможет в кругу родных безболезненно отвыкать от круглосуточного присутствия мамы в его жизни. Также важно приучать ребенка к самостоятельному общению с вашими друзьями и знакомыми. Так он будет привыкать к незнакомым взрослым, а значит, ему будет легче привыкнуть в будущем к воспитателю.
  • Регулярно давать возможность ребенку проводить время в кругу других детей. Это может быть детская площадка, гости, где есть другие детки, развивающие кружки и т.д. Чем больше ребенок будет общаться со сверстниками, тем лучше у него сформируется навык решения конфликтов.

 

  • Стараться разговаривать с малышом на взрослом языке, поскольку это даст ему возможность понимать в будущем речь воспитателя, а, следовательно, и снизит уровень непонимания между ребенком и педагогом.
  • Приучать ребенка к самостоятельности: кушать, одеваться, пользоваться горшком, складывать свои вещи, мыть и вытирать руки без помощи взрослых. Тогда он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Без этих навыков крохе тяжело будет влиться в новые более жесткие условия времяпровождения. 
  • Не менее важно приучить ребенка к разнообразной пище. Желательно, чтобы в меню ребенка входили блюда, которые он будет получать в саду: каши, супы, запеканки и т.д. Это повысит шанс, что малыш не будет отказываться в будущем от столь «непривычной» ему пищи.
  • Начать разговаривать и знакомить ребенка с жизнью детского сада стоит еще задолго до момента его посещения. Гуляя вблизи территории учреждения, вы вместе можете понаблюдать, как детсадовские детки дружно играют и бегают во время прогулки. Это поможет малышу сформировать положительное впечатление о пребывании в саду.
  • Играйте с ребенком в «детский сад». Проигрывайте дома ситуации, которые ребенку предстоит пережить в будущем. Пробуждение, прогулка, сон час, полдник, умывание, поход в туалет можно проводить в виде ролевой игры, где вы воспитатель, а малыш – воспитанник. Важно сформировать у ребенка правильное представление и положительные эмоции.
  • Вовлеките в игру сестер или братьев, куклы и другие игрушки. Пусть они станут «детками», которых привели в детский сад. Важно дать понять ребенку, что в детском саду он будет не один, и внимание нужно будет уделять всем «деткам». Создавайте ситуацию, где малыш не будет получать все по первому своему желанию, поскольку существуют еще и другие малыши, которым надо помочь.

   

Когда ребенок уже начал посещать детский сад следует:

  • Первое время оставлять малыша буквально на пару часов, далее время пребывания в саду постепенно следует увеличивать. Если воспитатель разрешает, то первые дни лучше посидеть в группе, чтоб ребенка не испугало ваше отсутствие. 
  • Важно на этот период снизить требования к его поведению. И даже если малыш стал чрезмерно капризным или агрессивным, проявите к нему снисходительность. 
  • Обязательное требование в период начала посещения детского учреждения – укрепление здоровья ребенка, поскольку частые периоды болезней и длительное отсутствие ребенка в новом коллективе только усугубят ситуацию и растянут период привыкания.
  • Откажитесь на первое время от посещения кинотеатров, игровых комнат и прочего, что оказывает и без того высокую эмоциональную нагрузку на ребенка. Лучше спокойно проведите время дома в кругу семьи. 
  • Не стоит переживать, если малыш после садика кажется уставшим и осунувшимся. Безусловно, чужая обстановка и люди, новые впечатления и знакомства – это серьезное испытание для детского организма. Просто дайте малышу спокойно отдохнуть и выспаться.

Важно: лучший сезон для начала посещения ребенком детского сада – лето или зима. А вот межсезонье – не лучший для этого период, поскольку повышается вероятность подхватить простудные заболевания, а значит, адаптационный процесс затянется.

Адаптационный период у всех детей проходит по-разному: для кого-то он практически незаметен, у других же вызывает сильнейший стресс. Не забывайте - ваш ребенок индивидуален в своем поведении, переживаниях и проявлении чувств. И ваша задача, как любящих родителей - учитывая особенности вашего чада, создать оптимальные условия для прохождения этого нелегкого периода его жизни.