Плохое поведение ребенка в детском саду

Период адаптации к детскому саду завершился, а проблемы с поведением остались? Забирая малыша из сада, воспитатель и родители других детей постоянно жалуются на вашего ребенка? Говорят, что он противопоставляет себя всему детскому коллективу, идет против правил игры и норм поведения, обижает других ребят, забирает у них игрушки? Порой родителям сложно поверить, что речь идет об их дитя. Дома малыш себя ведет совершенно по-другому: он покладист, дружелюбен и спокоен. С радостью делится машинками с братом, и ни в каких драках замечен не был. Да и приходя с работы за ребенком, вы забираете совершенно мирное дитя. И такое поведение сына, которое вы видите сами, никак не вяжется с рассказами воспитательницы об ужасном поведении ребенка.


Как вам реагировать на жалобы воспитателя?

Что значит плохое поведение? Для кого оно плохое? Зачастую плохим поведением малыша называют поступки, которые каким-либо образом не укладываются в общепринятые нормы взрослых. Это субъективная оценка поведению ребенка, не всегда соответствующая действительности.

Первым делом нужно выяснить, действительно ли проблема в вашем ребенке. В группе, как правило, работает посменно 2 воспитателя и нянечка. Прежде чем делать выводы, спросите вторую воспитательницу и ее помощницу, действительно ли малыш буянит. Если мнения педагогов едины, то причина действительно в ребенке.

Но бывает так, что один из педагогов не может найти общего языка с вашим ребенком, и именно в его смену дите начинает вести себя неадекватно, высказывая тем самым протест. Не нужно винить воспитателя в этом. Доброжелательный открытый разговор с «наставником» группы даст гораздо больше положительных результатов, чем конфликтный диалог. Постарайтесь воспитателю помочь понять вашего сына (дочку), расскажите ему об особенностях характера, помогите найти подход к малышу. Чувствуя себя комфортно рядом с таким руководителем, малыш может кардинально поменяться и вновь стать паинькой.

Если все-таки жалобы сыплются на вашу голову, как из рога изобилия, постарайтесь взвешенно оценить поступки сына и понять, в чем же истинная причина такого поведения.

Поверьте, на пустом месте никому не придет в голову наговаривать на вашего малыша. И если есть нарекания, значит в поведении ребенка действительно есть проблемы. А вот с чем они связаны - вы и должны выяснить, а так же помочь малышу справиться со сложившимися трудностями.


Проявления плохого поведения в детском саду: 

  • Малыш нарушает режим;
  • Проявляет агрессию в отношении сверстников и воспитателей;
  • Не реагирует на просьбы и уговоры, мешает воспитателю проводить занятия;
  • Хулиганит во время обеда;
  • Ломает и разбрасывает игрушки;
  • Пытается бить детей;
  • Отнимает у других детей игрушки, обманывает;
  • Истерит и плачет. 

Возможные причины плохого поведения

Для того, чтобы помочь ребенку справиться с негативным поведением, необходимо выявить истинную причину его возникновения.

Если ребенок ходит в сад совсем недавно, то возможно он еще не прошел адаптацию. Нередко привыкание ребенка к саду может затянуться на несколько месяцев и даже на год. Как помочь ребенку пережить адаптацию к саду, вы можете прочитать в другой нашей статье.


А если ребенок ходит в сад уже достаточно длительное время и причина вовсе не в адаптации?

  • Оцените, насколько у ребенка сформированы социальные навыки: насколько он доброжелателен, приветлив, общителен, умеет ли понимать настроение другого человека. Часто именно неумение контактировать и налаживать отношения приводят к эмоциональному дискомфорту ребенка среди сверстников, и как следствие - к возникновению конфликтов и агрессивному поведению. Если ребенка дома не научили договариваться, то такого малыша детский коллектив быстро сделает изгоем, и, естественно, ответная реакция такого ребенка будет либо замкнутость, либо агрессия.

Как помочь? Учите ребенка на личном примере понимать других людей, договариваться, искать компромиссы. Можете предложить ребенку игру, где он по лицам может угадывать, какое у человека настроение.

  • Если ребенок слишком инициативен, склонен навязывать свою волю другим, требователен и любит командовать, такое поведение не придется по вкусу партнерам по группе, по игре. Отказ в выполнении своих «приказов» ребенок оценивает как личную обиду и наносит обидчику вред. Это может быть сломанная игрушка, порванная одежда, рисунок и т.д.

Как помочь? Необходимо совместно с воспитателем направить энергию ребенка в правильное русло. Если ребенок слишком инициативен и желает руководить каким-либо процессом, так дайте ему такую возможность. Воспитатель может назначить такого ребенка старостой группы, или дать ему какую-то другую главенствующую роль. Удовлетворив свои потребности, малыш сможет адекватно общаться со сверстниками, избегая конфликтных ситуаций.

  • Часто причиной негативного поведения малыша в саду является детский эгоизм. Особенно часто это встречается, когда в семье растет один ребенок. Потакая во всем малышу, родители тем самым взращивают в нем эгоиста, не умеющего подстраиваться и понимать окружающих его людей, неспособного подчиняться не только своим желаниям, но и желаниям большинства. Естественно, что условий для удовлетворения всех его капризов в детском саду отсутствуют. Ребенок начинает негодовать, становится бунтарем и даже проявляет агрессию.

Как помочь? Во-первых, пересмотрите иерархию в семье. Ребенок должен понимать, что главным в семье является один из родителей, а не сам малыш. Перестаньте чрезмерно опекать дитя: ошибкой считать, что посвящая ребенку всего себя, порой даже забывая о себе, вы тем самым показываете ему, насколько безгранично вы его любите. Напротив, дайте ребенку больше самостоятельности: кушать без помощи других, складывать игрушки, делиться конфетами и прислушиваться к интересам окружающих - вот чему важно научить дитя. Объясняйте ребенку, что находясь в коллективе, каждый должен задумываться о чувствах и интересах другого человека, показывайте на личном примере, как вести себя в семье, в компании родственников или друзей, незнакомых людей. Не нужно искусственно стимулировать хорошее поведение ребенка (задабривать подарками), иначе он приучиться вести себя хорошо лишь тогда, когда ему это выгодно. 


  • Как ни странно, но еще одной причиной плохого поведения в саду может быть недостаток внимания. Дети являются хорошими психологами и наблюдателями. Они часто видят, что хорошее поведение не подкрепляется похвалой взрослых. Желая привлечь к себе внимание, ребенок начинает «доставать», «противопоставлять» себя окружающим. И если дома малышу комфортно и внимания достаточно, то в саду его поведение может отличаться.

Как помочь? Здесь поможет только ваша беседа с воспитателями группы. Постарайтесь донести до педагогов особенности характера и поведения малыша. Им ведь не сложно похвалить ребенка. Попросите на его негативное поведение никак не реагировать, возможно, что не увидев ожидаемой реакции малыш расслабиться и перестанет капризничать и бунтовать. Если вы знаете, что у ребенка вызывает крайне негативную реакцию, когда ему что-то приказывают и требуют, попросите воспитателя быть более мягким и обращаться к малышу в более дружественной форме. Возможно, со временем, воспитатели смогут самостоятельно найти подход к малышу.

  • Причиной плохого поведения могут стать скука, голод, усталость.

Как помочь? Важно как можно быстрее понять потребность ребенка и удовлетворить ее. Если ребенок голоден, то ничего страшного не будет, если воспитатель предложит малышу печенье. Не бойтесь, что он тем самым перебьет аппетит. Это лишь поможет малышу немного успокоиться. Если причиной является скука, то расскажите воспитателю, чем ребенок занимается дома, что ему интересно, возможно он интересуется сбором конструктора, кубика Рубика, любит помогать по хозяйству. Воспитатель может заинтересовать ребенка помощью себе.

  • У ребенка не хватает усидчивости. Если ребенок шустрый и ни минуты не может посидеть на месте, то и ему и воспитателю, а так же остальным ребятишкам приходится несладко. Неусидчивому ребенку сложно сконцентрироваться на одном деле, воспринимать информацию на слух. Им свойственна несдержанность, яркое проявление своих эмоций.

Как помочь? Если причиной неусидчивости является гиперактивность ребенка, возможно, потребуется помощь невролога. В чем заключается помощь родителей? Начинайте еще с раннего детства развивайте у ребенка познавательный интерес. Приучайте его к чтению книжек, рисованию, построению пирамидок и т.д. Как можно больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему различные истории. Постарайтесь заинтересовать малыша рассказом, чтобы он как можно меньше отвлекался на посторонние предметы. Приучайте ребенка еще дома к режиму, в саду ему станет легче пережить периоды сна, занятий и другие периоды «спокойствия».

Порекомендуйте воспитателю предоставить малышу дополнительный перерыв в занятиях, поскольку гиперактивные дети утомляются быстрее своих сверстников. Возможно, вам стоит подготовить для ребенка спасительную игрушку, например головоломку, чтобы воспитатель смог занять неусидчивого ребенка в то время, как занимается с остальными детьми. Попросите воспитателя поощрять малыша каждый раз за его достижения – аккуратность, усидчивость, тишину. Такие дети более остальных нуждаются в поддержке и похвале.


  • Узнайте у воспитателя, в какое время дня ребенок больше бунтует и проявляет негативное поведение. Если ребенок плохо ведет себя в утренние часы, скорее всего причиной является недосыпание.

Как помочь? Скорректируйте режим дня ребенка. Старайтесь укладывать ребенка на час раньше, чем делали это ранее. Возможно, выспавшись и проснувшись в хорошем настроении, ребенок придет в сад совершенно «иным человеком».

  • Нередко причиной того, что ребенок балуется и безобразничает в саду, является слишком строгое поведение родителей дома. Если малыш привык, что за любую провинность дома его наказывают шлепком или ремнем, то в саду он чувствует свободу. Поскольку у воспитателя нет права наказывать ребенка физически, а строгие слова и крик не воспринимаются ребенком, то он делает то, что хочет, наслаждается своей безнаказанностью.

Как помочь? Приучайте ребенка реагировать на слова, а не на силу.

Если вы не смогли самостоятельно устранить причину дерзкого поведения ребенка в саду, обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Заключение

Воспитывайте малыша в заботе и любви, разговаривайте и прислушивайтесь к нему, учите понимать чувства и настроения окружающих, развивайте социальные навыки. Только личный пример родителей, а также постоянные конструктивные беседы с ребенком помогут предупредить плохое поведение и решить различные конфликтные ситуации. Помните, что в детском саду вы готовите ребенка к успешной адаптации при поступлении в школу.