Первые запреты или как правильно сказать ребенку «Нет!»

Ребенок развивается и растет, благодаря своему безграничному интересу ко всему окружающему и природному любопытству он познает этот прекрасный мир. В основном познание мира у детей начинается с 2-х летнего возраста, когда они наиболее активно начинают исследовать абсолютно все, что находится вокруг них: игрушки, домашние животные, бытовые приборы и многое другое. Информация, которую малыши получают в раннем возрасте, становится основой, на которую накладываются все дальнейшие знания.

Задача родителей в этот период, создать малышу безопасные условия для исследовательской деятельности. В младшем возрасте ребята начинают познавать не только окружающую обстановку, но и налаживать отношения с людьми, проверять границы дозволенного, проявлять свой характер, самовыражаться и показывать свою самостоятельность.

shop.jpg

Слова «Нет!» и «Нельзя!» знакомы каждому из нас с детства, и, повзрослев, мы так же используем их в воспитании уже своих детей.

О том, как правильно использовать запреты и слово «Нет!», избегая непослушания со стороны ребенка, и в тоже время, чтобы он понял и усвоил правила и нормы поведения, мы поговорим дальше.

Существуют различные мнения по поводу запретов и ограничений при воспитании детей. Одни считают, что только жесткое воспитание поможет вырастить достойного человека, другие – против домостроя и ратуют за свободное воспитание и вседозволенность.

Многие родители задаются вопросом, как же вырастить самостоятельную творческую гармоничную личность, и при этом привить ребенку правила поведения в обществе. Где находится та граница, через которую нельзя переступать, чтобы не подавить в малыше личность и тягу к самостоятельности, не убить в нем целеустремленность и интерес к изучению нового? Попробуем разобраться вместе.

Как правильно сказать «Нет!»

Многие мамы сталкиваются со странной реакцией малышей на свой отказ. В младшем возрасте любой запрет действует на детей как красная тряпка на быка. И не важно, связан ли это отказ с безопасностью ребенка в тот момент, когда он просится самостоятельно переходить через дорогу, или с желанием рисовать на стенах. Задача родителей, научить детей спокойно относиться к отказу с помощью правильного использования слова «Нет!».

При правильном использовании запрета ребенок должен не просто послушаться вас и отказаться от своего действия, а понять, для чего это ему нужно. Что запрет – это не ваша прихоть и желание ограничить его свободу, а одна из форм проявления заботы.

11-e1558094469846.jpg

Существуют определенные правила, с помощью которых вы можете всегда держать ситуацию под контролем без каких-либо конфликтов с ребенком.

  • Самое важное правило – это не злоупотреблять словами «Нет» и «Нельзя». Повторяемые по сто раз на день запреты обесцениваются и в серьезной, а может даже опасной ситуации не будут восприняты в серьез, что может привести к плачевным последствиям. Поэтому, чтобы ваше «Нет!» обескуражило малыша и заставило его среагировать на ваш запрет, оно должно быть как что-то яркое, приковывающее к себе внимание на фоне остальных одобрительных и разрешающих слов. Для этого произносите «Нет!» в исключительных случаях. Итак, чем меньше запретов, тем они действеннее! Поэтому, создайте малышу такую обстановку и условия, при которых вам не придется его одергивать со словом «Нельзя!». Например, уберите подальше хрустальную вазу, за которой малыш обязательно потянется и разобьет, уберите дорогие вещи и опасные предметы с глаз ребенка. Позвольте ему спокойно и безопасно изучать окружающий мир. Если хочется, чтобы малыш рос любознательным, не боялся жить и с радостью познавал мир – разрешайте ему все, что только можно разрешить. Иначе говоря, слово «Нет!» должно обрести особый смысл в вашей семье. Только при разумном отношении к запретам ребенок научиться спокойно на них реагировать.

Помните, задерганный ребенок априори не может быть счастливым.

  • Другое важное правило: если вы намерены что-то запретить малышу, сначала подумайте, какая польза от вашего запрета. Не является ли запрет вашей прихотью, например, вы не желаете, чтобы малыш замарался на улице, поэтому ЗАПРЕЩАЕТЕ ему бегать и играть в песочнице.
  • В любых запретах нужно оставаться последовательным. Сказав малышу «Нет!», ни при каких обстоятельствах не меняйте «Нет!» на «Да!». Вы сами должны быть уверенными в своем решении запретить, иначе, почувствовав слабинку в вашем голосе, ребенок усилит давление. Если малышу хоть раз слезами удалось добиться разрешения, поверьте, он это запомнит. И будет пытаться вами манипулировать. Исходя из предыдущего правила, всегда продумывайте, точно ли нужно запретить малышу то, что потом можно разрешить. Если вы будете противоречить себе, то, в конце концов, вы обесцените свое «Нет!».
  • В семье все должны придерживаться единой позиции. Нельзя, чтобы один родитель запрещал, а другой тут же разрешал. Этому правилу нужно следовать, даже если отказ одного из родителей считается необоснованным. Например, если мама запретила кушать мороженое, то папа, даже имея на этот счет другое мнение, должен поддержать в этой ситуации второго родителя. «Нет!» должно оставаться «Нет!» при любых манипуляциях ребенка. 
Uchimsya-govorit-rebenku-net-.jpg
  • Запреты всегда должны быть адекватными и не касаться важных для ребенка вещей. Например, если родители запрещают сыну ходить на секцию футбола целый месяц из-за того, что тот получил двойку, то ребенок может вообще потерять интерес к жизни.
  • Отрицая – предлагайте. Объясняйте ребенку, почему вы запрещаете ему что-то, но только в том случае, если он способен понять ваш аргумент. Нет смысла объяснять годовалому малышу, что нельзя совать пальцы в рот, потому что они грязные. Малыш еще не способен уловить причинно-следственную связь между облизыванием пальцев и кишечным расстройством. Поэтому, учитывая возраст ребенка, вы можете без объяснения причины запрета просто переключить его внимание на что-то другое, например, на пролетающую птичку. Если ребенок постарше, то старайтесь находить своим запретам понятные в данном возрасте объяснения. Например, нет смысла двухгодовалому малышу объяснять, что вы не покупаете ему игрушку из-за того, что она дорогая. Ребенок еще не способен оценить понятия дорого-дешево. Лучше найдите другой понятный ему аргумент отказа. Вы можете сказать так: «Миша, я уже потратила все деньги. Давай мы сегодня с тобой придем и напишем Деду Морозу письмо с просьбой подарить тебе вот эту машину! А пока давай купим мыльные пузыри». Или, если вы запрещаете ребенку рисовать на стенах, то предложите взамен прикрепить ватман на стену и обозначьте это место зоной рисования.
  • Чтобы как можно реже говорить малышу слово «Нельзя», трансформируйте его в слово «Можно». Например, если малыш кидает на пол книги, то для начала «оборвите» действие. Поднимите книгу, погладьте ее, дав понять малышу, что книге больно. Дальше скажите, что КОГДА книгу кидают, она обижается, может убежать и больше не рассказывать сказки. Таким образом, вы избежали слово «Нельзя», при этом, объяснив на понятном малышу языке, свою позицию. При этом важно переключить внимание ребенка на что-то другое, что можно бросать, например, мяч.
roditelskiye-zaprety-002.jpg
  • Слово «Нет!» нужно произносить нейтрально. Произносите запрет уверенно, но без лишних эмоций. Малыш не должен чувствовать от этого слова угрозы, если мама выкрикивает или злится в этот момент. Но и не нужно произносить «нет» веселым игривым голосом. Тогда малыш может подумать, что маму его действия забавляют и продолжить нарушать правила. Помните, что слово «Нет!» используется для воспитания, а не с целью выяснения отношений или подавления малыша.
  • Всегда хвалите ребенка, если он следует вашему «Нет!». Это очень важное правило, поскольку для формирования правильного поведения малышу необходимо постоянное положительное подкрепление его «хорошему» действию. Каждый раз показывайте малышу, что вы не просто удовлетворены, когда он вам подчинился, а радуетесь, что малыш проявил акт доброй воли и понял, что так поступать нельзя. Детям важно, когда они радуют своих родителей. И если малыш поймет, что следование запрету радует маму и она его хвалит, то он проявит готовность выполнить ее условия и в другой раз. В запрете важно воспитание, а не подчинение. Воспитывая в малыше желание идти на контакт и сотрудничать, вы налаживаете доверительные отношения между вами и в дальнейшем малыш все чаще будет стараться к вам прислушиваться.
  • Правильные запреты всегда оставляют возможность для корректировки ситуации. Тогда запрет превращается в просьбу. Например, у мамы болит голова, и она просит малыша играть тихо (запрещает ребенку шуметь), после чего предлагает почитать ему сказку. При таких запретах малыш хорошо идет на контакт и старается выполнить любую просьбу мамы.

Нет ничего страшного, если мы что-то запрещаем малышу. Главное, делать это с умом и учитывать интересы детей. Запрет не должен быть противостоянием родителей и ребенка. Он должны быть направлен на формирование успешной гармоничной личности, и иметь свою цель - оградить кроху от опасностей.