Музыкальные занятия в детском саду

По мнению психологов, роль музыки в жизни каждого человека гораздо более значима, чем мы об этом думаем. Именно поэтому, утверждают специалисты, музыкальное образование должно быть не дополнительным, а основным. Вы когда-нибудь задумывались, почему в стране восходящего солнца музыка – один из основных предметов? А ведь японцы - самый умный народ в мире!


Музыка способна многое: снять напряжение, успокоить, преодолеть стресс и тд. Музыка играет огромное значение в развитии эмоциональной сферы ребенка, являющейся ведущей в психическом развитии малыша. Гармонии личности ребенка можно достичь только благодаря равномерному развитию обеих сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной. Музыкальные занятия в саду – это не только прослушивание композиций, это и игра на музыкальных инструментах. Абсолютно каждый музыкальный инструмент при игре на нем задействует пальчики ребенка. А чем лучше малыш владеет своими пальцами рук, тем лучше у него развивается речевая способность. Другими словами, игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику во много раз эффективней, чем любая пальчиковая гимнастика. Тем самым, умственное развитие ребенка протекает во много эффективнее.

На музыкальных занятиях в детских садах малыши не только играют на музыкальных инструментах, но гораздо в большей степени занимаются пением, что также положительно сказывается на их здоровье и психике.

Для того, что бы все стороны музыкального развития были учтены, разработаны специальные программы по музыкальному развитию дошкольников. Как правило, занятия проводятся пару раз в неделю, где ребята слушают музыку, сами поют, играют на инструментах и танцуют.


Задачи, которые ставит перед собой музыкальный педагог – это развить музыкальные и творческие способности ребят, способствовать развитию духовной культуры. Музыкальный работник, наряду со своей основной музыкальной работой, проводит с детьми огромную образовательную и воспитательную работу. И часто эта работа является даже более эффективной, чем прямое обучение и назидание во время обычных занятиях в группе.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность чувствовать, сопереживать, слышать и слушать – вот неполный список того, что дает нашим детям музыкальные занятия в ДОУ.

В дальнейшем это все позволит детям легче учиться в школе и быстрее усваивать знания, запоминать новую информацию.

Рассмотрим подробнее, что приобретает малыш от регулярного посещения музыкальных занятий:

  • Развитие воображения;
  • Развитие памяти;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Музыкальные занятия учат детей последовательности в изложении фактов и событий;
  • Развитие четкой артикуляции;
  • Танцы на музыкальных занятиях развивают координацию движения.

Не менее, а скорее более важным фактом является положительное влияние занятий музыки на состояние здоровья ребенка.


Музыка и здоровье ребенка

Музыка не только дает малышу ощущение счастья, но и оптимизирует работу сердечнососудистой системы, дыхания, улучшает обменные процессы в организме, улучшает дренаж легких. Медицинский факт, что пение способствует улучшению состояния при различных хронических заболеваниях.

Поскольку ни один урок пения, и уж тем более игры на духовых инструментах, не проходит без обучения техники правильного дыхания, малыш научается владеть грудобрюшным, или смешанным типом дыхания. Это положительно сказывается на здоровье детей, страдающих астмой и тонзиллитом.

Во всем мире в лечение детей, страдающих заиканием, входит хоровое пение. Именно хоровое пение отлично снимает внутреннее напряжение. Заикающийся ребенок не может начать сразу ровно произносить первые слоги в слове. Во время хорового пения малыш с одной стороны расслабляется, с другой стороны слова как бы цепляются друг за друга и автоматически происходит сглаживание акцента на первом слоге. Ребенок во время хорового пения не акцентирует внимание на себе и своей речи, тем самым снимается психологический дискомфорт.

Музыка и осанка

Каждый музыкальный педагог знает, что невозможно правильно спеть и выдать звук, если ребенок зажат и сгорблен. Поэтому, музыкальный руководитель постоянно напоминает ребятам, чтобы они расправили плечи, выпрямили спинку, расслабились, не напрягали шею и руки. Таким образом, благодаря музыкальному занятию малыши получают отличную тренировку правильной осанки.


Музыка и психосоматика

Музыкотерапия – это признанный психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка. Современные дети подвержены чрезмерным нагрузкам со стороны компьютерных игр, игровых автоматов, большого объема информации. Учеными всего мира отмечено удивительное воздействие акустических волн классической музыки на здоровье человека. Прослушивание на музыкальных занятиях классических произведений помогает бороться с психозами и неврозами у дошкольников, снимает психоэмоциональное напряжение, уменьшает тревожность, агрессивность и неуверенность. Но не только классическую музыку использует на своих занятиях музыкальный педагог. Хорошее воздействие на детей оказывает народная музыка и детские произведения. Особенно заметно, как на занятиях при прослушивании спокойной музыки успокаиваются гиперактивные дети. По мнению врачей, таким детям рекомендуется не только в садике, но и дома подолгу и часто слушать спокойную музыку. Слушайте с такими детьми музыку Моцарта и увидите, насколько изменится их поведение.

Виды музыкальных занятий в детском саду

Наиболее эффективна работа с детьми, когда проводится система музыкальных занятий различных типов.

  • Типовые занятия

Это форма включает в себя все виды музыкальной деятельности дошкольников. Это и прослушивание музыки, и распевка, и танцы, творческие задания и многое другое.

  • Доминантные занятия

Здесь ребята занимаются по определенному направлению, развивая конкретный музыкальный навык, например, певческий.

  • Комплексное занятие

Основная музыкальная деятельность данного типа занятия совмещена с каким-либо образовательным элементом, например, с развитием речи, трудовой деятельностью или изобразительным искусством.

  • Интегрированное занятие

Цель этих занятий – раскрытие темы в нескольких видах деятельности, например в математике и музыке. Здесь ребята соотносят форму музыкальных инструментов с геометрическими фигурами. Нравятся детям задания на музыкальный ритмический счет. Нередко на таких занятиях используются интерактивные доски и компьютеры.

  • Креативное занятие

Это, пожалуй, одна из самых любимых детьми и педагогами форма музыкального занятия, которая дает возможность проявить себя в творчестве каждому ребенку. Проводятся занятия в форме квестов и игр. Используется различная творческая деятельность: рисование песком, через мокрую марлю и прочее.


На музыкальных занятиях в ДОУ дети не просто получают музыкальные навыки, они еще получают необходимые теоретические знания о музыке. Дошкольники изучают мажорный и минорный лад, различный тембр, изучают различные звуки и их высоту, звукообразование, дикцию, протяженность музыкальных звуков, получают представление о различных музыкальных жанрах, формах, овладевают музыкальными терминами.

Надо сказать, что все ребята с удовольствием идут в музыкальный зал и с огромным желанием впитывают в себя те знания и навыки, которые они здесь получают. Впоследствии, каждый малыш по–своему старается выразить то, с чем он познакомился на занятии. Он настойчиво и с большим интересом повторяет элемент танца или старается подобрать мелодию на музыкальном инструменте, которую использовали на занятии. Таким образом, эту продолжающуюся вне стен музыкального зала деятельность можно рассматривать как самообучение. Ребенок явно демонстрирует сформировавшийся у него интерес к музыке, свои развившиеся способности.

Таким образом, все формы музыкальной деятельности дошкольников (музыка на занятиях в ДОУ, музыка дома и в повседневной жизни сада) постоянно дополняют друг друга и приводят к развитию музыкального вкуса и способностей ребят.