Логопедический сад: зачем он нужен и как в него попасть

Логопедический сад или группа – это клеймо в личном деле ребенка? Многие родители пугаются, когда получают направление от логопеда и заключение ПМПК. Другие напротив – всячески пытаются устроить ребенка именно в логопедическую группу, даже если за малышом не замечено никаких речевых отклонений. В чем особенность логопедического сада (группы) и как в него можно попасть, а также чем это грозит малышу, давайте разбираться вместе.

Часто можно услышать, как родители недоумевают, почему специалистов и воспитателей так беспокоит, что малыш в три года молчит. Ряд родителей и «знающих» бабушек считают отсутствие у ребенка 3-4 лет активной речи фактом, не заслуживающим особого внимания, объясняя это тем, что их малыш просто «Молчун». «Вот он сейчас накопит словарный запас, подрастет, а потом как заговорит сложными предложениями», - утверждают мамы и бабушки. Так думать – в корне не правильно, хотя бы потому, что речевые проблемы отрицательно влияют на интеллектуальное развитие ребенка в целом, а также приводит к поведенческим проблемам из-за невозможности выразить свои потребности и желания. Именно поэтому, если ребенок молчит к возрасту 3-4 лет, важно вовремя обратиться к логопеду.


Что такое логопедическая группа?

Логопедическая группа – это особая группа в ДОУ, которая уделяет повышенное внимание проблемам нарушения речи детей 3-6 лет. При этом они могут подразделяться на 2 подгруппы: чисто логопедическую (речевую), в которой дети учатся правильно произносить звуки и активно развивают речь, и ЗПР-группу, в которой занимаются дети с задержкой психо-речевого развития. Здесь в работу с детьми подключается дефектолог.

Занятия, проводимые в логопедических группах, проходят в более усиленном режиме, их проводится в два три раза больше, в итоге ребенок лучше подготовлен к школе, чем дети из обычных групп.

Некоторые родители заявляют: «Я не хочу, что бы моего ребенка направляли в логопедический сад, потому что он будет общаться с умственно-отсталыми детьми». Так вот, в логопедическую группу (сад) не берут детей с умственной отсталостью.

Поэтому родителям не стоит пугаться, а напротив, радоваться, что ребенка зачислили в логопедический сад или группу, ведь попасть туда очень трудно.

Возрастные особенности развития речи детей:

  • Возраст до трех лет - очень чувствительный период для развития речи. Малыш впитывает как губка все, что слышит, легко запоминает слова. Вот поэтому, в столь раннем возрасте малыши способны осваивать по нескольку языков, при этом специально не занимаясь и не утруждаясь. 
  • С трех лет и старше этот сенситивный период заканчивается и малышу приходится уже активно заниматься, целеустремленно учить язык. 

Итак, на что должно насторожить родителей трехлетних детей:

  • Ребенок понимает чужую речь, но сам не говорит. 
  • Бывает наоборот, когда ребенок сам говорит, но чужой речи понять не может. 
  • Малыш сам не говорит, а так же не понимает чужой речи.
  • Многие звуки малыш производит неправильно.

Если медико-педагогическая комиссия дала вам направление в логопедическую группу (сад), отнеситесь к этому с должным пониманием. Занятия в логопедической группе (саду) это не наказание, а скорее удача, попасть туда довольно сложно, а скорректировать речевые нарушения у ребенка легче в группе сада, где вся работа специалистов направлена на устранение этой проблемы.

Бывает так, что мама, зная все преимущества логопедической группы (сада) всячески желает устроить туда своего ребенка. Сделать это не так уж легко, количество мест в таких садах (группах) ограничено. 


Как попасть в логопедический сад (группу)

Если в вашем саду уже есть логопедическая группа, то после осмотра ребенка логопедом, при выявлении каких-либо нарушений речи, специалист даст вам направление в логопедическую группу. От вас понадобится только согласие на перевод.

Если ребенок еще маленький и только собирается пойти в детский сад, то вам в первую очередь требуется посетить логопеда в детской поликлинике. Обнаружив отклонения, специалист даст направление на комиссию ПМПК. Далее вы записываетесь на ПМПК. Перед комиссией необходимо предварительно пройти следующих специалистов: окулиста, отоларинголога, невропатолога, психиатра (по показаниям), педиатра. С заключениями специалистов, свидетельством о рождении и паспортом вы в назначенный день являетесь на комиссию ПМПК.

Задача комиссии, в состав которой входит логопед и психолог - выяснить, действительно ли ребенок отстает в речевом развитии от своих сверстников, или мама просто перестраховывается. Комиссия принимает решение, направлять ли ребенка в логопедическую группу (сад), в какой именно группе (саду) он будет заниматься. Это зависит от особенностей нарушения речи: заикание, общее недоразвитие речи, нарушение речи фонетико-фонематического характера, нарушение произношения отдельных звуков.

В заключении комиссия выдает справку о ее прохождении.

Если комиссия решит, что никаких речевых нарушений малыш не имеет, и рекомендует вам обычный сад, примите это с понимание. Ведь логопедических групп и садов в городе немного, и возможно какому-то ребенку действительно требуется помощь специалиста. Не пытайтесь занять «чужое» место.

Особенности логопедических садов (групп):

Немаловажным преимуществом логопедической группы является тот факт, что наполняемость всего 10-15 человек.

Логопед ежедневно проводит с детьми развивающие общие занятия, и несколько раз в неделю групповые (по общему диагнозу) и индивидуальные занятия.

В группу набираются дети одного возраста с одинаковыми нарушениями речи. Малыши учатся в игровой форме связно говорить, накапливают словарный запас.

В индивидуальном режиме занимаются с детьми с нарушениями произношения звуков.


На занятиях логопед и воспитатель помимо постановки звука и обогащения словарного запаса большое внимание уделяют развитию грамматической стороны речи, а также развитию логики, внимания и памяти, воображения и мышления. После таких логопедических групп (садов) дети выходят лучше подготовленными к школе.

Логопед обязательно дается домашнее задание, которому нужно уделить особое внимание. Очень важно, чтобы родители не снимали с себя ответственности и в дополнение к занятиям с логопедом занимались с детьми дома. Такая совместная работа логопеда и родителей приведет к стойкому положительному результату.

Заключение

Очень важно, чтобы к 6-7 годам у ребенка сформировалась свободная понятная речь, это поможет ему добиваться положительных результатов в учебе в школьные годы и чувствовать себя комфортно в детском коллективе.