Конфликт воспитатель-родитель

Детский сад – это не только место взаимодействия подрастающего поколения между собой, но и родителей с воспитателями. Выбирая детский сад, мы рассчитываем на то, что отдаем ребенка в руки самого лучшего педагога и заранее уже предполагаем, как именно он должен общаться с нашим ребенком и чему его учить. Но нередко ожидания родителей не оправдываются, а воспитатель оказывается не с тем набором качеств и достоинств, которые мы ему приписали. Именно завышенные неоправданные ожидания родителей часто становятся причиной конфликтной ситуации в саду. Мы не исключаем, что воспитатель действительно может быть не от бога. Но поскольку не всегда имеется возможность поменять сад или педагога, необходимо научиться решать разногласия и конфликты, ведь речь идет о коллективе, в котором ваш ребенок будет воспитываться ближайшие 4-5 лет.

Основная задача этой статьи – помочь воспитателям понять родителей, а родителям – педагогов, тем самым улучшив их взаимоотношения.


Конфликты в саду всегда были, есть и будут. Так же как всегда будут «непростые» родители, которые будут демонстрировать агрессивное поведение из-за любой непонравившейся им мелочи. И «непростые» воспитатели, которые бывают крайне уперты в своем подходе в воспитании детей.

Основные требования родителей к воспитателю:

  • Не гуляют/гуляют с детьми;
  • Не правильно одели ребенка на прогулку;
  • Плохо вытерли малышу сопли, ребенок ходит в обмоченных колготках;
  • Травмы, царапины и шишки у ребенка;
  • С ребенком мало занимаются в саду;
  • Моральные и физические наказания ребенка;
  • Ребенка заставляют есть;
  • Если воспитатели жалуются на ребенка - это часто не нравится родителям;
  • «Поучения» воспитателя.

Это далеко не полный список недовольств родителей поведением воспитателя. Часто требования родителей противоречивые: одни требуют, чтобы за ребенком следили и не разрешали ему мараться, другие возмущаются, почему малыш не может бегать по лужам, если ему так хочется.

Основная причина таких недовольств является отсутствие понимания прав родителей и прав воспитателя. Родитель зачастую не знает, что нужно требовать от воспитателя, а чего не стоит. Должностная инструкция достаточно размыта. С другой стороны, воспитатель тоже не может со своей стороны потребовать от родителей удобной одежды, обуви и т.д. для того, чтобы ему было комфортно работать в большой по численности группе детей.

Не менее частой причиной недопонимания между педагогом и родителями в детском саду становится недостаточность информации. А ведь большая открытость садика перед родителями сгладила бы многие проблемные ситуации. Возможно, на родительском собрании в саду необходимо уделять больше внимания именно вопросам детской психологии, нежели финансовым вопросам. Больше давать возможность родителям узнавать, чем занимался ребенок в течении дня.


Чем бывают недовольны воспитатели?

Чтобы продолжить разбираться в теме и искать пути преодоления конфликта между воспитателем и родителями, обратимся к списку требований и претензий воспитателя:

  • Родители неуважительно относятся к педагогам;
  • Разговаривают грубо и повышают тон без выяснения причин, часто это происходит на глазах детей;
  • Не кладут детям запасную одежду;
  • Не прислушиваются или воспринимают в штыки рекомендации воспитателя;
  • Не умеют слушать «правду» о поведении своего ребенка;
  • Поздно забирают детей из сада;
  • Не готовят детей к поступлению в ДОУ;
  • Плохо воспитывают детей;
  • Придираются к мелочам.

Поскольку родители не всегда могут оценить поведение своего ребенка объективно, то любая претензия и недовольство воспитателя поведением малыша становится причиной конфликта между родителем и им.

Очень важно не втягивать ребенка в конфликт между взрослыми. Никогда не обсуждайте при ребенке работу и поведение воспитателя, приучайте его к уважению старших. Помните, что в саду вас не будет рядом. И подорвав в глазах малыша авторитет воспитателя, вы можете нарваться на ужасное поведение ребенка и еще больший конфликт.

Как не допустить конфликт?

Первым делом необходимо успокоиться и настроиться на конструктивный диалог. Всегда начинайте разговор с положительных моментов, чтобы расположить воспитателя к себе. Начните уважительно относиться к воспитателю и его труду. Понимание того, что он проводит 8 часов с вашим ребенком и следит за его безопасностью, помогут вам в этом. Открытый разговор поможет решить ряд вопросов и недопонимания. Поверьте, воспитатель, точно так же как и вы, желает, чтобы вашему ребенку было хорошо рядом с ним, чтобы в группе была дружелюбная обстановка, чтобы родители могли открыто высказать свои опасения и тревоги. Если диалог будет построен в таком русле, где родители смогут спокойно и открыто рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка, о том, что нужно одеть на прогулку, на что обратить внимание, то взаимоотношения родитель-воспитатель-ребенок улучшаться. 


Предупредите воспитателя об особенностях развития и характера вашего малыша, которые вас волнуют: например, ребенок гиперактивен, агрессивен или слишком замкнут и стеснителен. Помогите педагогу найти подход к ребенку, подскажите, как ему поступить в той или иной ситуации. Ведь вы знаете своего ребенка как никто другой.

Вместо того, чтобы высказывать недовольство тем, что в 20 градусов тепла не надеты колготы, можно сказать о том, что у ребенка проблемы с почками, и требуется более теплая одежда.

Чтобы снизить недопонимание между воспитателем и родителями относительно того, что и когда одевать на ребенка, разложите вещи в шкафчике так, чтобы всем было понятно, во что одевать малыша. Ненужные вещи уберите в пакет.

Предъявляя воспитателю претензию, почему дети гуляют/не гуляю, прежде стоит ознакомиться с СанПин. Ваша подкованность может положительно сказаться на результате беседы.

Если у вашего ребенка особое отношение с едой, заранее предупредите об этом воспитателя. Если в семье принято, что ребенок спокойно может встать из-за стола, так ничего не съев, то сообщите воспитателю об этом, и попросите его не заставлять ребенка кушать.


Поделитесь с воспитателем информацией, на какие требования и наказания лучше всего реагирует ребенок, так педагог сможет легче найти пути влияния на малыша.

Что касается травм, царапин, синяков. Даже самый любящий родитель не всегда способен защитить своего спокойного ребенка от травм и синяков. Что уже говорить о детском саде. Малыш, находясь в детском коллективе, все время контактирует с другими сорванцами, ведет активную деятельность. Уследить за всеми 20-ю детьми в группе воспитатель не всегда может. Возможно, ребенок травмировался, когда убегал от своего друга на детской площадке. А может он получил удар игрушкой от более дерзкого одногруппника. В любом случае, прежде чем начинать ругаться с воспитателем, выясните причину возникновения ссадин. В идеальном случае воспитатель должен сразу известить о случившемся родителей, рассказать, какая необходимая помощь была оказана ребенку.

Не забывайте первым спрашивать о том, как вел себя ребенок в саду. Проявляя свое внимание к жизни ребенка в группе, вы тем самым покажите свое небезразличное отношение. Воспитатель будет спокойней и внимательней относиться к вашим просьбам и замечаниям.

Вы считаете, что воспитатель мало занимается с детьми? Каждое ДОУ работает по своей образовательной программе. Существуют свои планы и часы для занятий. Вы можете уточнить у воспитателя или заведующей их расписание. Если занятия не проводятся, вы вправе потребовать у заведующей, чтобы она, как методист, повлияла на воспитателя группы.

Помните, что любую претензию и недовольство можно преподнести в более мягкой форме, тем самым не нанося удар по самолюбию педагога.

Аналогичным образом должен поступать и педагог. Только дружелюбный и открытый разговор поможет донести до родителей требования педагога. 


А если ситуация более сложная: воспитатель применяет физическое насилие, обзывает и унижает детей? Терпеть такое поведение и замалчивать об этом не стоит. Здесь следует принимать серьезные меры. Сразу обращайтесь к заведующей с требованием повлиять на воспитателя или предпринять более кардинальные меры.

Заключение

Все мы люди…и воспитатели, и родители. И большинство конфликтных ситуаций могут быть решены обычным диалогом и уважением друг к другу.

Не требуйте от воспитателей, чтобы они относились и любили вашего ребенка как своего. Так как вы никто вашего малыша любить не будет. Воспитатель должен помогать родителям в воспитании ребенка, заниматься с ним и обеспечивать ему безопасность. И чем лучше налажен контакт между вами и педагогом, тем плодотворней будет результат вашей совместной работы.