Как нельзя наказывать детей 2-7 лет

Рано или поздно каждые мама и папа сталкиваются с непотребным поведением своего любимого чада, которое требует корректировки.

Вокруг правильного воспитания и дисциплинарных мер относительно провинившегося ребенка ходят большие споры. И умудренные опытом родители, и новоиспеченные мамы и папы порой не знают, как правильно наказывать ребенка за плохое поведение, не унижая и не ущемляя его прав, не оставляя негативный след на психическом здоровье ребенка. Об этом мы сегодня и поговорим. Так же вы узнаете, как наказывать детей разных возрастов, где находятся рамки допустимого поведения и воздействия на детей, за какие провинности стоит, или, наоборот, не нужно наказывать.

grustny-rebenok.jpg

Оправдано ли наказание детей?

Для родителей самое главное понять, что наказание не должно приравниваться к жестокости. Но и допускать вседозволенность тоже нельзя. Малыш, который не получает оценку и не ощущает последствия за свои негативные поступки, не научится видеть разницу между плохим и хорошим. Поэтому наказание необходимо, но оно должно быть эффективным. Основная цель наказания – дать малышу понимание, что поступать подобным образом совершенно непозволительно.

Важно понимать, с какого возраста и за какие проступки стоит «карать» ребенка. В любом возрасте необходимо демонстрировать малышу, что наказание – это не «не любовь» к нему, а воспитание. Эффективное наказание ребенка, используемое с умом и любовью, приводит только к положительному результату.

В последние годы все чаще встречаются дошкольники с поведением, ужасающим окружающих. Агрессия, вседозволенность, неуправляемость заставляет задумываться о том, кого мы растим? Такие жертвы «свободной педагогики», получая вседозволенность в младшем возрасте (до 4-5 лет) на деле получают жесточайшую психологическую травму. Распущенные дети могут вполне комфортно чувствовать себя внутри семьи, но выходя в социум, находясь в детском саду, такие ребята становятся изгоями, поскольку окружающие не согласны мириться с их неадекватным поведением. Ребенка либо постоянно «тюкают» и ругают, либо игнорируют. Малыш остро переживает свое изгойство, он попадают в сложнейшую психологическую ситуацию. От обиды на окружающих ребенок начинает вести себя еще более развязно и агрессивно, за что получает еще большее наказание от окружающих. Разорвать этот порочный круг могут только родители, изменив свою позицию по отношению к поведению малыша.

Только своевременное осознание своих ошибок в воспитании чада, формирования четкой системы поощрения и наказания способны изменить ребенка до неузнаваемости. Если же этот момент проигнорировать, ситуация может усугубиться, и дальнейшая корректировка «свободного поведения» без помощи психолога, а порой и психиатра, будет невозможна.

Для гармоничного воспитать ребенка и не допущения формирования у него психологической травмы, уже с раннего детства надо дать ребенку понимание о существовании определенных запретов и законов, без которых мир может погрузиться в хаос. При этом запретов не должно быть слишком много. Если шаг влево, шаг вправо родителями будет расцениваться как преступление, никакой пользы от таких ограничений вы не получите. Слишком жесткие рамки и превышенная родительская строгость вызовет у ребенка лишь бунт, упрямство и агрессию.

malysh-neposlushnyj.jpg

Как правильно наказывать детей, и что недопустимо делать ни при каких условиях?

  • Прежде чем наказать ребенка или что-либо ему запретить, подумайте – так ли это необходимо. Многие поступки, совершаемые ребенком, это его обычная жизнь. Ребенок не автомат и не робот, у него есть свое видение мира, свои желания и потребности. И если его поступок не является асоциальным, а, например, просто вам неудобен, это не повод для наказания.
  • Определите четкие границы допустимого и запретного. При этом дайте малышу время усвоить эти правила и нормы. Не стоит сразу прибегать к наказанию. В первые разы достаточно проговаривать и объяснять малышу, где он поступил не правильно и как быть должно.
  • Чтобы наказание действовало, надо быть последовательными. Нельзя сегодня за определенный поступок наказать ребенка, а завтра этот же поступок проигнорировать или повеселиться им. Также согласуйте запреты и методы наказания с остальными членами семьи. Требования к ребенку должны быть одинаковыми со стороны всех домочадцев.
  • Важно установить иерархию запретов. «Тяжкий грех» не должен приравниваться к мелкой провинности. Соизмеряйте наказание с серьезностью проступка.
  • Наказывая ребенка, всегда руководствуйтесь любовью и уважением к нему. Не позволяйте эмоциям брать над вами верх. Нельзя наказывать в припадке раздражения и злобы.
inx960x640.jpg
  • Позволяйте ребенку негативно реагировать на наказание. Не нужно ждать от малыша спокойствия при его порицании и наказании. Позвольте ему плакать, расстраиваться, злиться. Главное, чтобы ребенок понял, что за проступок следует нести ответственность.
  • Наказание должно следовать сразу за проступком, чтобы малыш мог провести причинно следственную связь.
  • В процессе воспитания малыша большую роль играет не только наказание, но и поощрение за хорошие поступки Чаще обращайте внимание на отличное поведение ребенка и соблюдение законов, царящих в вашей семье.
  • Обязательно демонстрируйте ребенку, как можно исправить сложившуюся ситуацию. Например, если малыш навел беспорядок и сломал игрушки, совместно с ним приберите комнату и помогите отремонтировать ему машинку или куклу. Важно научить ребенка делать работу над ошибками и по возможности исправлять эти ошибки.
  • Учитесь решать проблемы вместе с малышом, искать компромисс. Это позволит не создавать ситуацию, когда ребенку приходится нарушать закон и совершать проступок.
  • При возможности старайтесь наказывать ребенка не в присутствии посторонних. Ваша цель - объяснить малышу, как правильно себя вести, а не стыдить его перед окружающими. Помните, самооценка ребенка страдать не должна.
  • Ни при каких условиях не используйте метод физического наказания ребенка, приносящие вред его здоровью. Помните, что вы в любом случае сильнее малыша, и такое поведение приравнивается к преступлению со стороны родителя.
  • При воспитании и наказании оценку можно давать только конкретному поступку и поведению ребенка, не переходя на оскорбление и унижение его личности.
  • Не используйте метод угрозы. Запугивая кроху, повторяя ему, что при следующем проступке вы отдадите его в детский дом или чужим людям, вы вызываете в нем страх. Воспитательной функции этот страх никакой не несет, а вот психологическую травму наносит. Будьте осторожны в своих высказываниях. То же самое касается и страха остаться одному, который возникает у малыша во время его игнорирования родителями.
  • Никогда не наказывайте ребенка домашним трудом. Да, в советские времена всегда использовалась трудотерапия в качестве воспитания. Однако, наказание ребенка домашним трудом может сформировать у него ненависть к обязанностям по дому на всю его жизнь.
  • Чтобы малыш понимал, после чего санкции снимаются, необходимо придумать ритуал примирения.

45643.jpg

Чтобы воспитать гармоничного, чуткого, порядочного человека, без запретов и наказаний не обойтись. Как сказал святой Иоанн наказание - это «матерь спасения». Это шлагбаум, препятствующий движению по порочному пути, а не орудие пытки. Вся трудность в том, чтобы выбрать правильную стратегию наказания.

В каком возрасте вводить санкции?

По мнению психологов, дети в возрасте до 2 лет не в силах улавливать связь между поступком и следствием. Поэтому и смысла в наказании в этом возрасте нет. Так, вводить наказание следует не раньше 3-х летнего возраста. До наступления этого возраста малышей лишь следует отвлекать от нежелательного поведения и переключать их внимание на что-то иное. Можно при этом интонацией выделять слова «нет», «нельзя».

Возраст ребенка 1 год

В этом возрасте дети начинают активно изучать и познавать мир. Малыши учатся ходить, бросать предметы, хватать все подряд и еще не осведомлены, что можно, а что нельзя. В этом возрасте достаточно отвлечь ребенка и показывать ему свое отношение к поступку с помощью интонации.

Возраст 2-3 года

Несмотря на столь малый возраст, малыши уже понимают что можно, а что запрещено. Правда, они еще не умеют себя контролировать. И в этом возрасте основное оружие родителей – слово и интонация, с которой оно произнесено. Больше разговаривайте с малышом, объясняйте ему правильность и неправильность поступка. Самое правильное в этом возрасте, не создавать ситуации, где малыш может проявить себя непотребно.

В этом возрасте не должно быть никакого наказания за естественные возрастные особенности детей: желание изучать окружающий мир, неаккуратность, некоторые особенности поведения в этом возрасте, например, невозможность самостоятельно заснуть, боязнь остаться одному и т.д., проявление чувств. Что касается трехлеток, то в этом возрасте часто у детей случаются капризы и истерики. Такая уж особенность данного возраста. Не стоит уделять этому огромное внимание и наказывать малыша за капризы и плач. Лучше оставить ребенка в покое на какое-то время, чтобы дать ему возможность успокоиться. А вот после эмоционального взрыва должен последовать серьезный разговор.

К трехлетнему возрасту можно уже объяснять, какие поступки вас огорчают и как не следует себя вести. Чаще разговаривайте с ним о поступках тех или иных детей.

24.jpg

Возраст 4-5 лет

В этом возрасте дети очень нуждаются в общении с родителями, это самое подходящее время для бесед с малышом, разъяснения ему достойных и неправильных поступков. Но не стоит использовать повышенную тягу ребенка к общению с вами в своих корыстных целях. Не нужно в качестве наказания игнорировать в этот период малыша. Достаточно сухого, неласкового и строго общения с ним. Тогда ребенок четко осознает, что он совершил ошибку и постарается ее исправить и попросить прощения.

В качестве наказания можно использовать, например, ограничение времени просмотра мультфильма. Отличным уроком ему станет прочтение на ночь сказки о непослушных детях. Поверьте, ребенок обязательно осознает свой неправильный поступок и постарается больше так не делать.

Хорошо в этом возрасте работает метод естественных последствий. Например, если малыш отказался собирать свои игрушки, и этим занялась мама, то у нее не должно остаться времени на чтение сказки перед сном.

Возраст 6-7 лет

В этом возрасте дети отлично осознают последствия своих неправильных поступков. Поэтому, если ребенок совершил провинность, сначала стоит выяснить, почему он так поступил, он это сделал осознанно или не понимал последствий? Ведь если к 6-7 годам он не научился различать плохое и хорошее, это не вина ребенка, а вина родителей. Только выяснив мотив поступка, можно решать, как скорректировать поведение ребенка и стоит ли применять наказание.

Не стоит наказывать малыша, если его поведение связано с особенностью его характера. Чаще общайтесь с ребенком, объясняйте на примерах мотивы человеческого поведения.

В качестве наказания хорошо работает самостоятельное исправление проступков, а так же временная изоляция ребенка в своей комнате. Так у него будет время подумать над своим поведением, после чего вы можете вместе обсудить поступок и прийти к решению проблемы.

crop.jpg

Заключение

В любом возрасте важно не отбивать у ребенка тягу к познанию мира, к знаниям. Для этого стоит понимать, ошибка совершена в ходе природного любопытства и познания окружающего мира, или из вредности. Нельзя путать одно с другим, иначе можно вырастить пассивного и безынициативного ребенка. Знакомьтесь с миром вместе, и тогда будет меньше повода упрекать малыша за провинности.