Как научить ребенка читать до школы

Еще несколько десятилетий назад детям, поступающим в школу, было достаточно надеть форму, повязать белые бантики, а дальше учителя сами научат малыша буквам и цифрам.

В сегодняшнем мире требования к умениям детей возросли многократно. У каждой школы свой перечень навыков, которыми должны владеть будущий первоклассник, однако основа одинаковая.

nauchit-rebenka-anglijskomu.jpg

Требования к чтению во всех школах следующие:

  • Прочитать любую букву в алфавите и найти ее в слове;
  • Делить слова на слоги;
  • Читать предложение, состоящее из 4 несложных слов.

Это официальные требования к будущим первоклассникам. Но негласно можно точно утверждать, что ребенок должен быть подготовлен к школе, как настоящий космонавт.

Современная программа первого класса довольно сложная, поэтому ребенку будет гораздо проще, если он уже к первому классу научится читать простой текст из нескольких предложений. Поверьте, беглое чтение действительно облегчит жизнь вашего первоклашки.

Кроме того, оптимальный возраст обучению чтению – это 5 лет. Это период «речевой одаренности». В этом возрасте дошкольнику гораздо легче овладеть навыком чтения, чем в 7-8 лет.

Умение читать в раннем возрасте (в 5 лет) развивает у дошкольника мышление, память и внимание, логику. Кроме того, откуда, как не из книги, малыш может узнать много новой информации, чтение способствует развитию интеллекта, воображения и эмоциональной сферы дошкольника.

chitat_po_slogam-840x340.jpg

И не нужно переживать, что ваш смышленый малыш, научившийся читать еще до школы, потеряет интерес к обучению в первом классе. Поверьте, у учителя дифференцированный подход к читающим и нечитающим ученикам, и ему всегда найдется, чем заинтересовать вашего вундеркинда.

Ведущие психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение первоклассником школьной программы будет проходить успешнее, если он уже будет обладать базовыми знаниями и навыками, будет достаточно эрудирован.

Как научить ребенка читать в дошкольные годы?

Крайне важно, прежде чем приступить к обучению ребенка чтению, вызвать у него желание заниматься этим. Ни в коем случае нельзя заставлять дошкольника читать насильно. Это сформирует у него лишь отвращение к книгам, да и к учебе вообще. А это более опасно, нежели неумения складывать слоги в слова.

Поэтому, сначала готовим подходящую для овладения навыками чтения среду. Делать это нужно еще задолго до наступления ребенку 5 лет. С самого раннего детства малыш должен впитывать в себя любовь к книгам, сказкам, чтению. Для этого в семье должна быть читающая среда. Родители - пример для ребенка. Читайте ему больше интересных захватывающих книг, обсуждайте с ним прочитанное. У малыша рано или поздно возникнет потребность самому научиться читать, чтобы, не дожидаясь родителей, поскорее узнать, что же произойдет с героями произведения дальше.

Когда ребенок готов и имеет желание приступить к обучению чтению, важно поддержать его в этом. Ниже мы расскажем, как правильно учить детей читать, чтобы учителю не пришлось исправлять допущенные вами в процессе учебы ошибки.

20001237.146594.2128.jpeg

Как определить физиологическую готовность ребенка к началу обучения чтению?

  • Учить чтению можно начинать только тогда, когда ребенок научился четко и ясно говорить полными связными предложениями, когда он научился выражать свои мысли, уже умеет составлять рассказ.
  • У него не должно быть никаких речевых нарушений. Это означает, если в речи ребенка имеются дефекты и много аграматизмов, первоочередная задача родителей, выправить его речь с помощью специалиста-логопеда.
  • Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве, хорошо определять, где право, а где лево.
  • Важно перед началом обучения развить у малыша фонематический слух. Он должен четко различать, в какой части слова (в начале, середине или в конце) стоит определенный звук.

Если дошкольник обладает всеми этими навыками, значит его мозг вполне готов к следующему этапу – обучению чтению. Именно в мозгу происходят все процессы осознания и понимания от увиденного и услышанного.

Самое главное в методике обучения чтению, это не просто умение складывать буквы в слоги, слоги в слова, а делать это осмысленно и осмысленно воспринимать текст.

  • Чтобы у ребенка сохранялся интерес к обучению, все занятия должны проходить в игровой форме.
  • Первоначально учим ребенка не буквам, а звукам. Например, он должен читать не «сэ», а «с», не «рэ», а «р». Так дошкольнику будет проще складывать звуки в слоги и затем в слова.
  • При обучении важна правильная последовательность изучаемых гласных. Сначала выучите с малышом открытые гласные звуки: а, о, у, э, ы. После этого учите твердые согласные, например, м, г. Уже после этого учите глухие и шипящие звуки.
  • Нет необходимости сразу выучивать все буквы алфавита. Начните с нескольких и составляйте слоги и слова только из них. Так у малыша не будет каши в голове.

Начинать составлять слоги нужно сначала только из гласных звуков, например «ау», «уа». Их гораздо проще произносить в начале обучения. Только после этого учите малыша составлять слоги с участием согласных. Причем на первом месте должен стоять гласный звук, например, «ам», «ан». И уже в последнюю очередь приступайте к составлению сложных слогов, начинающихся на согласную букву, например, «ми», «за».

Обязательно проговаривайте правильное произношение слогов еще до того, как это сделает ребенок. Он должен четко услышать, как нужно произносить те или иные слоги, чтобы не допустить ошибку.

photo_2018-05-23_16-02-51.jpg

  • Не переусердствуйте. Самое главное при обучении чтению, не количество проведенного за раз времени, а систематичность и повторение. Не старайтесь, чтобы ребенок с первого раза запомнил, чему вы его хотите научить. Это не произойдет в одночасье. Следите за состоянием ребенка, он не должен чувствовать напряжение и усталость, обучение должно быть в качестве игры, а не «шахтерского» труда.
  • Начинать обучение нужно с самых простых слов из двух трех простых слогов. Ма-ма, Ми-ла, Ми-ша и тд. Уже потом к слогу подставляйте третью букву, например, «до-м», «ко-т».
  • Постоянно закрепляйте знания, используя прогулку, игры и прочее. Пускай по дороге из сада малыш читает вывески на магазине, названия конфеты на обертке. Поиграйте с ним в игру, где он на слух будет определять, есть ли в слове та или иная буква.
  • Не учите ребенка произносить слова нараспев. Такая методика часто приводит к тому, что дошкольники стараются произносить все имеющиеся слоги в предложении на одном дыхании. Они не делают пауз между слогами и словами. В результате, прочитанное на одном дыхании предложение и даже целый абзац становится совершенно не понятными ребенку, он не осознает их смысл. А ведь главная задача правильного чтения, осознанность, а не автоматизм. Вдумчивое правильное чтение по слогам гораздо полезнее механического «быстрочтения».
  • Не торопите ребенка, не сравнивайте его со старшим братом, который в этом возрасте уже читал сложные предложения. Напротив, давайте малышу уверенность, что у него все получается лучше всех. Искренне радуйтесь успехам вашего малыша.

igrovyye-formy-obucheniya-angliyskomu-yazyku.jpg

Соблюдая эти рекомендации, вы поможете своему дошкольнику успешно освоить технику чтения по слогам за пару тройку месяцев. Главная ваша задача в этот период, сделать все, чтобы обучение проходило в легкой, интересной и ненавязчивой форме, не превращайте чтение в мучительное времяпровождение. Когда малыш читает предложения, можете его останавливать, чтобы сделать паузу. Это необходимо, чтобы снизить напряжение и немного расслабиться. Можете совместно с ним посмеяться над интересным словом, обсудить смешную ситуацию из текста. Только удовольствие от чтения подтолкнет малыша к дальнейшим занятиям и разовьет у него любовь к миру книг.

Ребенок, научившийся еще до школы читать хотя бы по слогам, будет более уверенным на уроках в первом классе, он будет быстрее схватывать новый материал и его школьная успеваемость будет выше среднего.