Инклюзивное образование

Дети – это наше будущее. От того, как они будут воспитаны, и сколько усилий будет в них вложено, будет зависеть не только их жизнь, но и жизнь страны и мира в целом. Во всех странах мира сегодня активно внедряют инклюзию в детские сады и школы. В нашей стране начали внедрять нечто подобное совсем недавно, в 2014 году. С каждым годом число ребятишек с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии становится все больше, и поэтому вопрос внедрения инклюзии в дошкольное образование в России стоит как нельзя кстати.

Основная задача инклюзивного образования – сделать доступной среду для получения знаний и навыков для детей с ограниченными возможностями здоровья, поместить таких детей в условия полноценного общества, дать возможность «особенным» ребятам влиться в обычный детский коллектив. Если раньше такие детки отправлялись на воспитание и обучение в коррекционные детские сады, то на сегодняшний день они имеют возможность воспитываться в обычном общеобразовательном садике. При этом важно учитывать особенность таких детей и иметь индивидуальный подход в их обучении.


Цель внедрения инклюзивного образования – начинать социально адаптировать людей с отклонениями в развитии с раннего возраста, что даст им возможность в будущем трудоустраиваться, вступать в межличностные отношения и вести полноценную жизнь.

Как правило, дети с особыми образовательными потребностями интегрируются в коллектив детсадовской группы по 2-3 человека, поскольку им требуется особый подход и повышенное внимание со стороны педагогов и специалистов.

Преимущества внедрения инклюзивного образования для детей-инвалидов и типичных сверстников:

  • Для ребенка-инвалида плюсы нахождения среди обычных детей очевидны – малыш подражает сверстникам, повторяет за ними все действия, что приводит к более эффективному его обучению и развитию. Такие детки чаще проявляют позитивные формы социального и эмоционального поведения, чем ребята, помещенные в ограниченные условия.
  • Обычные дети тоже имеют ряд плюсов от общения с особенными детьми. У них развиваются лидерские качества, они становятся более уверенными, поскольку являются объектом подражания. Такое общение способствует развитию у ребенка чувства справедливости, сострадания, толерантности.

Несмотря на все положительные стороны, связанные с внедрением инклюзивного образования, в нашей стране еще нет достаточной базы для реального воплощения всех идей такого внедрения:

  • Во-первых, в дошкольных учреждениях недостаточно дидактического и технического обеспечения для работы с такими группами детей.
  • Недостаточная информированность родителей воспитанников, их неготовность к внедрению инклюзивного образования.
  • Слабая подготовка педагогического состава.
  • Нехватка узких специалистов в садах.
  • Дефицит финансирования ДОУ.
  • Необходимо сопоставлять медицинские процедуры особенных детей с воспитательным и образовательным процессом.

Получается так, что внедряя инклюзивное образование, не имея при этом достаточной базы, создавая «особые» условия для «особых» детей, мы просто нарушаем принцип равных прав для остальных детей. И чтобы учесть права всех участников воспитательного процесса, надо сначала научиться работать со всеми детьми, учитывая их особенности.

Общество и воспитатели встречаются с различными родительскими позициями по вопросу инклюзии.


Давайте рассмотрим, почему родители обычных детей боятся инклюзивного образования?

Отношение общества к особым детям постепенно меняется, это происходит и благодаря СМИ, где демонстрируют, как ребенок с отклонениями в развитии добился высоких результатов в какой-либо сфере.

Но в большинстве случаев, неподготовленность и недостаточная информированность родителей обычных детей приводит к недоумению и непринятию внедрения инклюзивного образования.

Одной из главных причин негативного восприятия инклюзии является переполненность групп детского сада и неподготовленность дошкольной среды, о чем мы упоминали выше.

Практически все родители высказывают мнение, что они против, чтобы рядом с их чадом рос малыш с какими-либо отклонениями. Но что можно считать отклонениями, если относительно здоровый ребенок имеет аллергию или кожные высыпания – это тоже является отклонениями. И представьте, если такого ребенка просто не будут допускать до получения общего образования, не будут давать возможности расти в полноценном обществе? Почему же тогда ребенок с ДЦП, с нарушениями слуха и зрения не имеет права обучаться среди здоровых детей? Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии также имеют право воспитываться в обычной социальной группе детей. От того, что малышу трудно усвоить какой-либо материал, понимать речь, читать окружающих деток не должно касаться. Трогать их это должно лишь с точки зрения сочувствия и принятия такого «особенного» ребенка. Но это лишь при условии сохранности достаточного внимания к здоровым детям со стороны воспитателей.


Другой вопрос, когда ребенок с ОВЗ проявляет признаки агрессии. И вот здесь родительский страх и недовольство вполне обоснованы. Такие дети могут проявлять агрессию как к самим воспитателям, так и к своим сверстникам, что, естественно, будет беспокоить родителей. Вот тут уже необходима дополнительная работа узких специалистов с такими детьми и корректировка их поведения. В ином случае, невозможность включения такого ребенка в обычную группу детей.

Заключение

Образование детей с ОВЗ – одна из главных задач страны. Это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий, где каждый сможет реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Несмотря на то, что инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, и на сегодняшний день для полноценного его внедрения существует много трудностей, инклюзия в ДОУ имеет свое будущее.