Формирование навыков самообслуживания у детей

Первое, чему должен научится дошкольник - это ухаживать за собой. Самообслуживание или культурно - гигиенические навыки - это труд ребенка, направленный на выполнение необходимых обязанностей по обслуживанию самого себя.  Например: причесывание, умывание, самостоятельный прием пищи. Навык самообслуживания играет очень значимую роль в развитии малыша, т.к. закладывает основу для будущей самостоятельности и независимости от родителей.

В дошкольном возрасте психика ребенка очень пластична и малыш легко запоминает повторяющиеся каждый день действия, в виде кормления, высаживания на горшок, умывания и т.д., поэтому это идеальное время для обучения малыша самостоятельности.

rebenok-s-lozhkoj.jpg

Какие навыки необходимо прививать малышам

В современном мире все большее число родителей чересчур опекают своих детей, делая за них практически все: одевают, кормят, убирают постель, игрушки. Все это приводит к тому, что у ребенка не развивается самостоятельность, хотя дошкольный возраст - это идеальное время для ее формирования. В этот возрастной период малыш уже может сознательно управлять своим поведением, у него повышается активность, а тяга к независимости становится основной чертой этого возраста. От ребенка все чаще можно слышать фразы: “Я сам”, “Я тоже”, “Я хочу”, “Я могу”, “Я умею”. Дети уже могут ставить себе цель и оценивать свои возможности, хотя внимание по-прежнему остается слабым и малыш быстро отвлекается и утомляется.

Чему необходимо учить детей в зависимости от возраста:

    1. От 3 до 4 лет:
  • малышей учат самостоятельно мыть лицо и руки, пользоваться полотенцем, затем вешать его на крючок; 
  • формируют навыки приема пищи: пережевывать пищу с закрытым ртом, ни проливать, ни крошить;

  • показывают как правильно пользоваться вилкой, ложкой, салфеткой;

  • учат самостоятельно одеваться и раздеваться;

  • использовать по назначению носовой платок;

  • аккуратно пользоваться туалетом;

  • показывают как правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой.

  • hello_html_4068d0ae.jpg

    2. От 4 до 5 лет:
  • продолжают учить как правильно пользоваться столовыми приборами;

  • учат полоскать рот после еды;

  • совершенствуют навыки аккуратного приема пищи, т.е. тщательно пережевывать еду, пищу брать понемногу, есть бесшумно;

  • продолжают формировать навыки опрятности в одежде.

    3. От 5 до 6 лет:
  • продолжают прививать хорошие манеры поведения за столом: задвигать за собой стул, говорить спасибо, есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом;
  • учат приводить в порядок свои вещи: вешать одежду на вешалку, складывать в шкаф, относить в корзину с грязным бельем.

    4. От 6 до 7 лет:
  • закрепляют навыки культурного поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и есть;
  • умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате;

  • содержать в порядке свои игрушки, книжки;

  • держать обувь в чистоте;

  • соблюдать порядок в своем шкафу, полках;

  • стирать носовой платок, носочки, мешочек для обуви; 

  • помогать следить за внешним видом младшему братику или сестренке.

2020-02-09_124544.jpg

Как происходит обучение

Культурно- гигиенические навыки не прививаются сами по себе. Необходимы регулярные и совместные усилия воспитателей детского сада и родителей. Обучают самообслуживанию постепенно, сначала демонстрируют лишь самые элементарные действия. Любой процесс разбивают на более короткие шаги. Например: подставить руки под струю воды и потереть ладошки. 

В обучении широко применяют игровые приемы. Например: берут куклу, заворачивают ей рукава, подносят под струю воды и трут ладошки и т.д. Все действия комментируют и поясняют.  Обучение происходит в несколько этапов:

  • вначале совместные действия детей и взрослых, сопровождающиеся разъяснениями взрослых;

  • затем частичная помощь действием;

  • далее, помощь взрослых в начале действия;

  • потом полностью самостоятельное действие ребенка под наблюдением взрослого;

  • далее полностью самостоятельное осуществление действия малышом.

Как же помочь малышу развить навыки самостоятельности ?

maxresdefault (4).jpg

Рекомендации родителям

    1. Начинают обучение конкретным навыкам самообслуживания с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к собственно обучению малыша.

    2. Все действия должны быть последовательны. Например при мытье рук:
  • сначала встать на подставку перед раковиной;

  • затем открыть воду и намочить руки;

  • далее потереть мыло в руках;

  • потом хорошо смыть мыло водой;

  • далее закрыть кран и спуститься с подставки;

  • затем просушить ладони полотенцем;

  • вернуть полотенце на свое место.

    3. Все указания произносят четко и кратко.

    4. При необходимости показывайте малышу неторопливо  и последовательно все действия сами.

    5. После объяснения возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе нужное действие.

    6. При самостоятельном выполнении действия малышом делайте замечания корректно, спокойно, не унижая ребенка. Учитывайте, что скорость усвоения навыков малышом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, свойств памяти и отношения семьи к чистоплотности.

    7. Создайте ребенку все необходимые условия для формирования культурно - гигиенических навыков: выделите для удобства нижние полки в шкафах, отдайте предпочтение одежде и обуви без лишних застежек.

    8. Сохраняйте терпение даже когда опаздываете, не делайте за ребенка то, с чем он в состоянии справиться сам. Например: утром, когда торопитесь на работу - не нужно выходить из себя, думая, что ребенок нарочно медленно ест и одевается, и поэтому нужно все сделать за него.

    9. И самое главное - постоянно подбадривайте и поощряйте малыша, давайте только положительную оценку стараниям ребенка. Это дает детям чувство радости и подкрепляет их уверенность в себе.
uA0e0ACQ.inettools.net_.resize.image_-720x340.jpg

Осваивая навыки самообслуживания, малыш также учится бережно и аккуратно относится к вещам и предметам, учится трудолюбию, аккуратности и самостоятельности. Таким образом, наряду с организацией рационального питания, занятий физической культурой и правильного режима особое место в работе дошкольного учреждения отводится также воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков, т.к. необходимость опрятности продиктована не только требованиями чистоты, но и нормами взаимоотношений между людьми.