Первое, чему должен научится дошкольник - это ухаживать за собой. Самообслуживание или культурно - гигиенические навыки - это труд ребенка, направленный на выполнение необходимых обязанностей по обслуживанию самого себя. Например: причесывание, умывание, самостоятельный прием пищи. Навык самообслуживания играет очень значимую роль в развитии малыша, т.к. закладывает основу для будущей самостоятельности и независимости от родителей.
В дошкольном возрасте психика ребенка очень пластична и малыш легко запоминает повторяющиеся каждый день действия, в виде кормления, высаживания на горшок, умывания и т.д., поэтому это идеальное время для обучения малыша самостоятельности.
Какие навыки необходимо прививать малышам
В современном мире все большее число родителей чересчур опекают своих детей, делая за них практически все: одевают, кормят, убирают постель, игрушки. Все это приводит к тому, что у ребенка не развивается самостоятельность, хотя дошкольный возраст - это идеальное время для ее формирования. В этот возрастной период малыш уже может сознательно управлять своим поведением, у него повышается активность, а тяга к независимости становится основной чертой этого возраста. От ребенка все чаще можно слышать фразы: “Я сам”, “Я тоже”, “Я хочу”, “Я могу”, “Я умею”. Дети уже могут ставить себе цель и оценивать свои возможности, хотя внимание по-прежнему остается слабым и малыш быстро отвлекается и утомляется.
Чему необходимо учить детей в зависимости от возраста:
-
1. От 3 до 4 лет:
- малышей учат самостоятельно мыть лицо и руки, пользоваться полотенцем, затем вешать его на крючок;
-
формируют навыки приема пищи: пережевывать пищу с закрытым ртом, ни проливать, ни крошить;
-
показывают как правильно пользоваться вилкой, ложкой, салфеткой;
-
учат самостоятельно одеваться и раздеваться;
-
использовать по назначению носовой платок;
-
аккуратно пользоваться туалетом;
-
показывают как правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой.

2. От 4 до 5 лет:
-
продолжают учить как правильно пользоваться столовыми приборами;
-
учат полоскать рот после еды;
-
совершенствуют навыки аккуратного приема пищи, т.е. тщательно пережевывать еду, пищу брать понемногу, есть бесшумно;
-
продолжают формировать навыки опрятности в одежде.
-
3. От 5 до 6 лет:
- продолжают прививать хорошие манеры поведения за столом: задвигать за собой стул, говорить спасибо, есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом;
-
учат приводить в порядок свои вещи: вешать одежду на вешалку, складывать в шкаф, относить в корзину с грязным бельем.
-
4. От 6 до 7 лет:
- закрепляют навыки культурного поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и есть;
-
умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате;
-
содержать в порядке свои игрушки, книжки;
-
держать обувь в чистоте;
-
соблюдать порядок в своем шкафу, полках;
-
стирать носовой платок, носочки, мешочек для обуви;
-
помогать следить за внешним видом младшему братику или сестренке.

Как происходит обучение
Культурно- гигиенические навыки не прививаются сами по себе. Необходимы регулярные и совместные усилия воспитателей детского сада и родителей. Обучают самообслуживанию постепенно, сначала демонстрируют лишь самые элементарные действия. Любой процесс разбивают на более короткие шаги. Например: подставить руки под струю воды и потереть ладошки.
В обучении широко применяют игровые приемы. Например: берут куклу, заворачивают ей рукава, подносят под струю воды и трут ладошки и т.д. Все действия комментируют и поясняют. Обучение происходит в несколько этапов:
-
вначале совместные действия детей и взрослых, сопровождающиеся разъяснениями взрослых;
-
затем частичная помощь действием;
-
далее, помощь взрослых в начале действия;
-
потом полностью самостоятельное действие ребенка под наблюдением взрослого;
-
далее полностью самостоятельное осуществление действия малышом.
Как же помочь малышу развить навыки самостоятельности ?
Рекомендации родителям
-
сначала встать на подставку перед раковиной;
-
затем открыть воду и намочить руки;
-
далее потереть мыло в руках;
-
потом хорошо смыть мыло водой;
-
далее закрыть кран и спуститься с подставки;
-
затем просушить ладони полотенцем;
-
вернуть полотенце на свое место.
4. При необходимости показывайте малышу неторопливо и последовательно все действия сами.
7. Создайте ребенку все необходимые условия для формирования культурно - гигиенических навыков: выделите для удобства нижние полки в шкафах, отдайте предпочтение одежде и обуви без лишних застежек.
8. Сохраняйте терпение даже когда опаздываете, не делайте за ребенка то, с чем он в состоянии справиться сам. Например: утром, когда торопитесь на работу - не нужно выходить из себя, думая, что ребенок нарочно медленно ест и одевается, и поэтому нужно все сделать за него.
9. И самое главное - постоянно подбадривайте и поощряйте малыша, давайте только положительную оценку стараниям ребенка. Это дает детям чувство радости и подкрепляет их уверенность в себе.

Осваивая навыки самообслуживания, малыш также учится бережно и аккуратно относится к вещам и предметам, учится трудолюбию, аккуратности и самостоятельности. Таким образом, наряду с организацией рационального питания, занятий физической культурой и правильного режима особое место в работе дошкольного учреждения отводится также воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков, т.к. необходимость опрятности продиктована не только требованиями чистоты, но и нормами взаимоотношений между людьми.