Для чего ребенку нужны друзья

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, примерно на третьем году жизни. Для 2-3 -х летнего возраста характерно то, что малыши только учатся общаться. Их контакты с другими детьми малосодержательны и часто конфликтны. В этом возрасте дети активно проявляют интерес к чужим куклам и машинкам. Для них характерны легкие “потасовки” с отниманием игрушек. От пятилетнего же ребенка можно уже услышать: “Смотри, это мой друг !”

Психологи определяют дружбу как близкие взаимоотношения между людьми, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, помощи и совместном времяпровождении.

deti-drujba-2566.jpg

Как дружат дети разных возрастов

Дружить, в полном смысле этого понятия,  дети начинают примерно с пяти лет. Хотя примерно с 2-х летнего возраста дети уже начинают выбирать себе кого-то в пару в игре, но до 3-х лет малыши больше сконцентрированы на своих, подчас эгоистичных потребностях.

Примерно с 3-х до 5-ти лет дети начинают примерять на себя различные социальные роли, они начинают играть на социально-бытовые темы: в семью или в магазин и т.д. В старших группах, примерно с 5-ти лет дети уже начинают дружить “по-настоящему”. Они уже не только играют вместе, но и поддерживают и сопереживают друг другу.

Младшие школьники (ученики начальных классов) подчас шокируют родителей своим выбором друга. Например: всегда послушный и прилежный ребенок вдруг начинает дружить с хулиганом и заводилой. Не стоит сразу вмешиваться в такую дружбу и выдвигать требования о разрыве дружеских отношений. Сначала, нужно внимательно присмотреться, на деле все может оказаться не так страшно. Во-первых, нужно познакомиться с семьей “хулигана”. Во-вторых, понаблюдать - если дети общаются на равных, если нет использования и подчинения, то нужно отдать своему ребенку право выбора. Как правило, такие неподходящие на первый взгляд пары, дополняют друг друга, и обычно такая школьная дружба становится очень крепкой и может оставаться такой долгие годы.

Что же касается подростков, то они смотрят на дружбу несколько иначе. Общение со сверстниками для них крайне важно. Благодаря дружбе подросток идентифицирует свою половую принадлежность, социальный статус, он утверждается в обществе. В этом возрасте родители практически уже не могут повлиять на выбор друга или подруги. Кроме того, после первого же запрета общаться, подросток может наоборот продолжать дружить со своим “нехорошим” другом, только теперь уже втайне от Вас. Здесь родители могут только рекомендовать получше присмотреться к другу, но никак не требовать.

shutterstock_87806770.jpg

Сколько должно быть друзей: один или много ?

На первый взгляд ответ очевиден-чем больше друзей, тем лучше. Ведь у ребенка всегда будет с кем поиграть и с кем пообщаться. На деле все может оказаться несколько иначе. Быть популярным и востребованным и иметь настоящих друзей -это не одно и тоже. Если ребенок очень быстро переключается с одного приятеля на другого, но установить с кем-то продолжительный доверительный контакт не может, то необходимо разъяснить малышу, что настоящая дружба -это способность состоять с кем-то в доверительных отношениях продолжительное время. Нужно объяснять ребенку, что хорошие друзья могут и должны общаться с другими людьми, но при этом оставаться друзьями и поддерживать друг друга. 

Бывает и такая ситуация, что ребенок никак не может найти себе друга или друзей, никак не может вписаться в дошкольный или школьный коллектив. Конечно такая ситуация огорчает родителей, но не стоит паниковать, нужно сначала присмотреться и проанализировать ситуацию:

  • во-первых, может оказаться, что Ваш ребенок интроверт, и ему интереснее с собой, и со своей семьей;

  • во-вторых, если малыш из многодетной семьи, где несколько детей с небольшой разницей в возрасте, то ребенку может быть достаточно общения со своими братьями и сестрами;

  • в третьих, иногда бывает так, что у ребенка просто нет общих интересов со своими одноклассниками, но зато он много общается с ребятами из спортивной секции или кружка.

В таких случаях не нужно насильно заставлять ребенка с кем-то завязывать дружбу, из этого ничего хорошего не будет. Если же ваш малыш переживает и пытается начать с кем-то дружить, то можно мягко ему в этом помочь.

gK4TYzDVdjM6cOTnzELE.jpg

Как помочь ребенку завязать дружбу

  1. Необходимо создать ребенку условия, при которых возможно завязать дружбу. Если это малыш детсадовского возраста, то почаще ходите с ним на соседнюю детскую площадку или соседний парк. У детей младшего возраста обычно дружеские отношения складываются с теми, кого они чаще всего видят. 

Если же у школьника нет друзей среди одноклассников, то имеет смысл записать его в спортивную секцию или в любой кружок по интересам. Даже если в начале у него там будет всего один-два приятеля, зато их будут объединять общие увлечения.

На день рождения Вашего именинника приглашайте не только взрослых, но и детей. Всегда разрешайте ребенку звать в гости друзей и приятелей его возраста.

     2. Установите с ребенком доверительные отношения. Чем больше ребенок будет Вам доверять, и чувствовать от Вас поддержку в любой ситуации, тем больше и чаще он будет делиться с Вами своими переживаниями.

     3. Никогда не осуждайте выбор друзей своего ребенка. Если даже Вы видите, что приятель плохо влияет на Вашего ребенка, не стоит резко критиковать и ругать такую дружбу. Нужно предоставлять ребенку самому “набивать себе шишки”, т.к. детская дружба это репетиция взрослых отношений. 

Нельзя также навязывать ребенку дружбу с конкретным человеком. Дети обычно не дружат с теми, кто раньше их чем-то обидел. Даже 4-6- летние ребята четко знают того, кто что-то у них забрал, ударил, толкнул или сделал им, что-то плохое и нет смысла пытаться подружить этих детей.

     4. Помогите ребенку узнать общие правила общения в обществе. Станьте для своего ребенка примером, всегда уважительно и по-доброму относитесь при ребенке к другим людям.

Druzhba-1.jpg

     5. Никогда не стыдите и не ругайте ребенка, особенно при всех, за отсутствие друзей. Следите за тем, чтобы ребенок не видел, что Вы сильно переживаете по этому поводу. Хвалите малыша за малейшие успехи и победы, это придаст ему уверенности в себе.

     6. Если Ваш ребенок предпочитает дружить с ребятами противоположного пола, не стоит переживать по этому поводу. Иногда происходит так, что мальчишке интереснее общаться с девчонками, а девочке с мальчишками. В этом нет ничего страшного, не нужно сообщать ребенку, что здесь, что-то не так. Если же вы переживаете по этому поводу, постарайтесь чаще приглашать в гости друзей того же пола, что и ребенок, и помогите организовать какие-то совместные игры или занятия.

     7. В наше время в школах, особенно престижных, появилась новая проблема-дорогая одежда и дорогие телефоны. Можно сколько угодно рассуждать на тему, что деньги не важны, но детское общество жестоко, и ребенку, который будет сильно отличаться от всего обеспеченного класса более скромной одеждой или телефоном будет труднее найти друзей среди такого коллектива. Хорошим выходом становится школьная форма, которая слегка всех уравнивает.

Детская дружба -это репетиция взрослых серьезных отношений, учась строить отношения со сверстниками, малыш как бы репетирует будущую жизнь, поэтому не стоит грубо вмешиваться в детские отношения. Однако, невмешательство вовсе не означает, что родители должны оставаться в стороне и ослабить бдительность. Бывают ситуации, когда взрослым необходимо вмешаться и выразить строгий родительский запрет на дружбу с определенным человеком или компанией.

im_20160923172024_682733.jpg

В каких ситуациях родителям стоит вмешаться ?:

  • если из-за дружеских отношений серьезно “испортились” оценки в школе;

  • если компания друзей противопоставляется семье;

  • ребенок был замечен в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

  • друзья навязывает ребенку свое “особое” видение по фундаментальным вопросам, например пропагандируют другую религию;

  • если в новом круге общения есть дети, которые ранее привлекались к административной или даже уголовной ответственности;

  • компания проявляет явные анархические, субкультурные, садистские или аморальные наклонности;

  • если ранее общительный и открытый ребенок стал замкнутым, агрессивным, неадекватным;

  • если в компании принято проходить какой-то экстремальный ритуал посвящения, для того, чтобы влиться в новый коллектив.

Во всех этих ситуациях родителям необходимо срочно вмешаться и оградить ребенка от таких “друзей” как можно раньше.

Таким образом, чтобы у ребенка появились “настоящие” друзья-необходимо постоянно поддерживать малыша в любых ситуациях, повышать его самооценку и уверенность в себе, хваля за малейшие успехи и достижения, и конечно же своим примером показывать, что нужно уважительно и вежливо относиться к другим людям.