Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?

Детский сад – всегда стрессовая ситуация для подрастающего чада. И если со временем одни малыши привыкают и идут в садик с удовольствием, то другие закатывают истерики и идут в группу, как на каторгу. Не всегда причина такого поведения заключается в замкнутости и излишней избалованности ребенка. Может быть малыша обижают более активные и чересчур дерзкие одногруппники? Задача родителей и воспитателя помочь ребенку справиться с этой ситуацией и создать максимально комфортные условия его пребывания в детском саду.

Из статьи вы узнаете, что делать, если ребенка обижают в детском коллективе и как помочь карапузу преодолеть трудности.


Как понять, что ребенка что-то беспокоит и выявить истинную причину «нелюбви» к детскому саду?

Ребенок не всегда открыто идет на контакт с родителями и делится своими проблемами. Порой ему проще закрыться и найти любой способ, чтоб отказаться от посещения сада. Зная своего малыша как никто другой, вы сразу замечаете отклонения в его поведении. Если ребенок стал слишком замкнут, либо, наоборот, агрессивен, если он перестал рассказывать о его времяпрепровождении в саду, расстраивается, когда разговор заходит о садике, значит, в жизни малыша произошли какие-то изменения, которые доставляют ему неприятность. В этом случае не нужно пускать ситуацию на самотек, а постараться выяснить истинную причину такого поведения крохи. 

О том, что ребенка обижают в детском саду, говорит следующее его поведение:

  • Ребенок стал с неохотой ходить в детский сад, слезы и утренние капризы усилились, он перестал нормально вставать по утрам; 
  • Ребенок стал выглядеть болезненно и подавленно, стал задумчивым;
  • Радуется любой возможности остаться дома; 
  • Плачет без очевидной причины;
  • Забирая малыша с сада, вы замечаете, что он находится в подавленном настроении;
  • Спрашивая его о других ребятах, малыш замыкается и не хочет об этом говорить;
  • Перестал рассказывать, как он провел свой день в садике; 
  • Ребенок перестал брать в сад любимые игрушки, либо у него стали пропадать игрушки;
  • Синяки, царапины на теле, испачканная, порванная одежда, сломанные игрушки - все это может говорить об участии малыша в каком-то конфликте.

Что делать, если вы обнаружили подобные признаки, и у вас закралось подозрение?

Помните, что каждая ситуация индивидуальна, постарайтесь найти оптимальное решение данной проблемы.

Первое, что нужно сделать – это поговорить с воспитателем и выяснить, что же все-таки происходит с вашим ребенком, пока вас нет рядом. Постарайтесь вести разговор доверительно, в положительном ключе, не ругаясь с педагогом. Ведь воспитатель сам заинтересован, чтобы в детском коллективе, с которым он работает, были спокойные дружественные отношения. И в этом случае он ваш союзник. Прежде чем предпринимать дальнейшие меры, нужно досконально разобраться в ситуации. Узнайте, кто является забиякой в группе, агрессия направлена только в сторону вашего малыша, или страдают и другие дети тоже. В какой именно ситуации происходит конфликт и как в это время ведет себя ваш ребенок.

Если в группе есть «ребенок-террорист», то не вы и не другие родители, а воспитатель в первую очередь должен донести до его родителей последствия такого поведения, выяснить причину, предложить родителям обратиться к специалисту.

Если родители проблемного ребенка не хотят или не в силах повлиять на свое чадо с целью корректировки его неадекватного поведения, то остальные родители должны коллективно написать заявление с пожеланием вывести данного ребенка из их группы. Если в других группах есть свободные места, ребенка переведут, если мест нет, то никто выгнать «агрессора» из сада не вправе и данный малыш останется в вашей группе.

Что можно сделать еще? Если ни родители, ни педагоги не могут повлиять на родителей проблемного ребенка, то следует пойти на крайние меры – написать заявление в комиссию по делам несовершеннолетних при управлении образования.  


Как помочь ребенку самостоятельно справиться с проблемой?

Общайтесь с ребенком максимально доверительно и открыто. Не стоит показывать ребенку, что его проблемы – это пустяк. Если только малыш почувствует, что его сложности для вас что-то несерьезное, он закроется. Но и демонстрировать излишнюю тревожность и возмущение поведением забияки не нужно. Это только дополнительно встревожит ребенка. Вообще, ежедневно старайтесь «разговорить» малыша, давайте ему возможность рассказать и об отношениях с ребятами, и о занятиях, и пожаловаться, и «поплакаться в жилетку», и получить от вас поддержку и утешение.

  • Научите ребенка выставлять границы дозволенного с ним поведения. Например, «Я отдам тебе эту игрушку позже, пока я ей играю сам!», «Не обижай меня (не обзывай меня), мне это не нравится!». 
  • Ребенок должен уметь и не стесняться просить помощи у окружающих. Важно объяснить и показать на собственном примере, что когда он не справляется с какой-то ситуацией, нужно попросить помочь себе. Старайтесь дома создавать подобные ситуации, чтобы малыш в привычной для себя обстановке мог отработать этот навык. Объясните ему, что если вас нет рядом, он может обратиться за помощью к воспитателю или нянечке. Научите его выражать свои чувства и требования словами, поскольку просьба слезами не всегда понятна для окружающих. 
  • Объясняйте ребенку, что в жизни есть ситуации, когда правильнее уйти, нежели участвовать в конфликте. Если ваш ребенок понимает, что его оппонент ни при каких обстоятельствах не уступит, если он более конфликтен и задирист, то пусть постарается не вступать с забиякой ни в какие взаимодействия, без ущерба своим личным границам. 
  • Каким бы вы воспитанным не пытались сделать ребенка, важно научить его постоять за себя, а точнее давать сдачи. Если агрессор не понимает мирных способов решения конфликта, значит нужно поговорить с ним на его же языке. При этом ваш малыш должен знать, что вы его не будете потом за это ругать. Обговорите дома ситуации, при которых пора применить силу. Порой на агрессию просто необходимо ответить тем же, иначе обидчик может понять, что вы стерпите и продолжит обижать.

Важно, чтобы между вами и ребенком были доверительные отношения. Пусть малыш знает, что вы всегда рядом и готовы прийти к нему на помощь. Но кроме этого, дайте малышу понять, что ему придется самому решать многие вопросы, выбираться из различных передряг и справляться с трудностями. Научите ребенка нескольким стратегиям поведения, чтобы он имел выбор в зависимости от сложившейся ситуации. Это придаст ребенку уверенность в любом коллективе и снизит уровень его тревожности.