Артикуляционная гимнастика

Речь необходима для полноценного общения людей друг с другом, для передачи накопленного опыта, своих мыслей и чувств. Именно общение играет важную роль в психическом развитии каждого ребенка.

Дошкольный возраст – это наиболее важный период для овладения основами родного языка. Усвоение программы в школьный период напрямую зависит от того, насколько быстро будут скорректированы нарушения в работе артикуляционного аппарата в раннем возрасте, если таковые существуют. Кроме того, самооценка и успешность ребенка во многом зависят от правильного звукопроизношения. Правильная речь практически исключает проблемы в общении малыша, ребенок становится более открытым и активным в разговоре. Исключается ситуация высмеивания сверстниками из-за неправильного произношения и проблем в речи. И наоборот, недостатки речи могут привести к неуспеваемости в учебе, породить неуверенность ребенка в своих силах. Именно поэтому заботиться о правильности звукопроизношения нужно с самого раннего возраста.


На сегодняшний день во многих детских садах присутствует логопед - специалист, который помогает ребятам поставить правильное произношение звуков.

Что такое артикуляционная гимнастика и в чем ее польза?

Может для многих родителей это станет откровением, но помимо регулярной тренировки мышц рук и ног, необходимо уделять внимание и разминке языка. И особенно пристальное внимание к данной мышце нужно уделять в дошкольные годы.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, сосредоточенных на том, чтобы укрепить мышцы речевого аппарата. Многие родители сталкиваются с такой проблемой, что их ребенок не может выговаривать отдельные звуки. Это связано с тем, что мышцы щек, губ, языка достаточно слабые, и их нужно тренировать. Чтобы малыш мог произносить сложные звуки, его язык и губы должны быть сильными и гибкими, продолжительное время удерживать определенное положение. Если проигнорировать проблему в раннем возрасте, то позже, чтобы восстановить упущенное, потребуется много усилий! Дефекты звукопроизношения, возникшие и закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.


Всем ли нужен логопед?

Нередко родители ошибочно считают, что у их сына или дочери никаких проблем с произношением нет. Они, как правило, обращают внимание только на единственный звук в речи ребенка – звук «Р». И если малыш отлично «рыкает», то, по-мнению родителей, никаких явных проблем у него нет. Чтобы не заниматься самодиагностикой и не запустить проблему с речевым аппаратом, доверьтесь специалисту, который занимается постановкой звуков. Главное правило – чем раньше мамы и папы покажут ребенка логопеду, тем больше вероятность исправления проблемы, связанной с развитием речи. Осмотр у специалиста необходимо проходить каждый год, начиная с 1-2 лет.

Причины, по которым необходима консультация логопеда:

  • Ребенок не лепетал от рождения до года (не издавал звуков «гиги», «агы», «татата» и др.);
  • Малыш в 1,5-3 года разговаривает с помощью жестов;
  • Ребенок искажает звуки, смягчает их;
  • Если вас настораживает тот факт, что видна разница между тем, как разговаривает ваш ребенок и его ровесники;
  • В 4 года малыш говорит нечетко, «с кашей во рту».


Для начала давайте разберемся, почему ребенок не может выговаривать отдельные звуки. Здесь можно выявить несколько причин:

  1. Короткая подъязычная уздечка. Из-за этого дефекта малыш не достает языком неба, и поэтому звук «р» получается картавым. Очень часто детям с короткой уздечкой рекомендуют подрезать ее у врача-ортодонта. Но на сегодняшний день существуют упражнения для растяжения уздечки.
  2. Неправильный прикус также влияет на то, может ли ваш ребенок произносить такие звуки, как «с», «з», «р», «ч» и др. Данную проблему возможно исправить, достаточно обратиться к специалисту за консультацией.
  3. Слабый артикуляционный аппарат. Это происходит из-за того, что ребенок мало разговаривает. Для борьбы с этим следует использовать комплекс упражнений по развитию мышц языка.

Полезные советы родителям по выполнению артикуляционной гимнастики вместе с детьми:

  1. При выполнении упражнений следует начинать с простых, а заканчивать сложными;
  2. Чтобы ребенок видел себя и то, как он выполняет задания, необходимо поставить перед ним зеркало;
  3. Упражнения должны проводиться регулярно (желательно каждый день по нескольку раз);
  4. Малыш еще не понимает, зачем ему нужна гимнастика, поэтому занятия лучше проводить в игровой форме;
  5. Не нужно перегружать вашего кроху заданиями: начните с 2-3, а затем вводите по 1-2 за занятие;
  6. Не забывайте контролировать правильность выполнения упражнений;
  7. Ооптимальное время одного занятия – 7-10 мин.

Упражнения для тренировки мышц щек:

  • Попросите малыша надуть щечки, посчитайте до 10. Затем пускай он сдувает щеки, выпуская при этом воздух наружу.
  • Поочередно надувать сначала правую, а затем левую щеки, имитируя полоскание рта во время чистки зубов.
  • Передвигать язык по внутренней стороне щеки. Для того, чтобы увлечь ребенка, можно дать ему леденец – пусть ваш кроха его перекатывает.
  • Массаж: предложите малышу похлопать по щекам, покусать их с внутренней стороны, растереть круговыми движениями пальчиков.
  • Попросите ребенка втянуть щеки, а после этого быстро открыть рот. Нужно достичь того, чтобы при выполнении этого задания был слышен звук, похожий на поцелуй.

Упражнения для тренировки мышц губ:

  • Предложите ребенку показать хобот, как у слона. Для этого требуется сжать зубы, а губы вытянуть в трубочку. Такое положение нужно удерживать 10 сек.
  • Губы вытянуть в хобот слона (см. предыдущее упражнение), перемещать их в таком положении из стороны в сторону, совершать круговые движения.
  • Широко улыбнуться, оставив губы сомкнутыми. В этом состоянии продержаться 5 сек.
  • Попросите малыша сымитировать звук фырканья лошади, создавая вибрацию губ.
  • Научите вашего кроху делать «воздушный поцелуй».
  • Покажите ребенку, как разговаривают рыбки. Для этого необходимо хлопать губами. В результате чего должен быть слышен глухой звук.

Упражнения для тренировки мышц языка:

  • Широко открыть рот, высунув язык; тянуться им сначала к носу, затем к подбородку.
  • Поднять язык и присосаться им к небу, находиться в таком положении 10-15 сек.
  • Положить язык за верхнюю губу, продержаться в этом состоянии 10-15 сек.
  • Открыть рот, высунутый язык перемещать попеременно, то вправо, то влево.
  • Попросить ребенка перемещать кончик языка сначала по верхним зубам, а затем – по нижним.

Упражнения для тренировки мышц нижней челюсти:

  • Задание, которое помогает в исправлении прикуса: движение нижней челюсти вперед-назад.
  • Попросите малыша подвигать челюстью вправо-влево. Но следует быть осторожным, т.к. можно вывихнуть челюсть.
  • Попросите ребенка спрятать нижнюю губу под верхние зубы. Находиться в таком положении нужно 5-10 сек; то же самое проделать и с верхней губой: спрятать ее под нижние зубы.
  • Начальное положение: губы сомкнуты. Проделать жевательные движения, имитируя верблюда.
  • Открывая рот широко, выговаривать па-па-па-па.

Артикуляционная гимнастика – это волшебная палочка для родителей, которые хотят, чтобы их дети обладали четким произношением, говорили без «каши во рту». Следует помнить, чем раньше мамы и папы приложат усилия, чтобы исправить какие-либо нарушения в речи ребенка, тем красивее и правильнее будет речь их крохи в будущем. Не следует также пренебрегать посещением логопеда: специалист поможет вовремя выявить какие-либо нарушения и подобрать нужный вашему ребенку комплекс упражнений. Выполняя рекомендации и упражнения, предложенные логопедом, не стоит надеяться на большие успехи моментально, но и отчаиваться тоже не нужно: шаг за шагом, занятие за занятием - и результат будет виден. Только регулярное проведение артикуляционной гимнастики дома и в стенах детского сада будет способствовать укреплению мышц речевого аппарата и своевременному формированию правильного произношения звонких, свистящих и шипящих звуков.